Педагогические приемы предупреждения и коррекции
недостатков эмоционально-личностного развития
и социального поведения у детей
в условиях дошкольного учреждения

С целью профилактики и своевременной коррекции отклонений в эмоционально-личностном развитии и социальном поведении предъявляются определенные требования к уровню педагогической наблюдательности педагогов дошкольных образовательных учреждений. В связи с этим воспитатель должен:

  • обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые помогут ему увидеть «нестандартность» развития ребенка, определить степень отставания, представить своеобразную структуру психики ребенка;
  • владеть всеми формами установления контакта с ребенком (в соответствии с существующими формами общения ребенка со взрослыми на протяжении первых семи лет жизни);
  • всесторонне использовать потенциал, заложенный в возможностях ведущей деятельности каждого возрастного периода;
  • служить для ребенка образцом эмпатийности;
  • способствовать формированию навыков сотрудничества с окружающими людьми и ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций;
  • систематически заниматься своим личностно-профессиональным ростом для поддержания внутреннего эмоционального баланса и оптимальной сензитивности к проблемам детей;
  • знать и использовать в коррекционной работе психотерапевтический потенциал, заложенный в различных видах детской активности;
  • обеспечивать сотрудничество и взаимопонимание внутри триады: педагог—ребенок с трудностями в обучении—семья;
  • стимулировать у ребенка развитие произвольности и ответственности за свои поступки с использованием ситуации выбора и самостоятельного принятия решения;
  • стимулировать развитие позитивного самовосприятия у детей через создание ситуаций успеха в деятельности и общении и использование поощрения;
  • обучать детей навыкам эффективного общения и учить их применению в повседневном общении;
  • опираться на уровневый подход в коррекции: от простых, базовых, условий нормализации психической деятельности к более сложным.

Основным признаком личностно-ориентированного подхода в педагогике может служить наличие у педагогов установки на активное заинтересованное вслушивание в каждого ребенка, желание увидеть и учесть его индивидуальность и построить взаимодействие с детьми на основе базовых составляющих эффективной коммуникации.

Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком может быть представлена следующим образом (Б.С. Волков, Н.В. Волкова).

Цель общения:

  • обеспечить психическую защищенность, доверие к миру, радости бытия (психическое здоровье);
  • формировать начала личности (базис личностной культуры);
  • развивать индивидуальность ребенка (не путем «программирования», а прогнозированием и содействием развивающейся личности);
  • формировать знания, умения и навыки не как цель, а как средство полноценного развития личности.

Способы общения:

  • понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умения встать на позицию другого, учитывать его точку зрения и не игнорировать чувства и эмоции).

Тактика общения:

  • сотрудничество;
  • создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;
  • динамика стилей общения с ребенком (многообразие стилей общения и их варьирование).

Личностная позиция педагога:

  • исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Взгляд на ребенка:

  • полноценный партнер в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).

Поведение ребенка:

  • выполнение и положительное отношение к тому, что взрослый говорит и просит;
  • высказывание собственного мнения;
  • желание достичь результата;
  • обращение за помощью.

Результат:

  • свобода мышления, воображения;
  • исчезновение страха;
  • возникновение чувства комфорта в незнакомой обстановке;
  • единство физического и психического здоровья.

Следовательно, общение в деятельности педагога-воспитателя выступает:

  • как средство решения учебно-воспитательных задач;
  • как способ развития коммуникативности детей — умения общаться со взрослыми и сверстниками;
  • как средство, позволяющее подопечным вступать в контакт и разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом;
  • как процесс воспитания индивидуальности ребенка, его социально-личностного развития.

Таким образом, приемы и условия, которые необходимо использовать для профилактики и коррекции отклонений в эмоционально-личностном развитии и социальном поведении дошкольников, можно разделить на две группы:

  1. Непосредственное воздействие на детей.
  2. Опосредованное воздействие, ориентированное на работу с семьей и педагогами.

При определении задач психокоррекционной работы необходимо ориентироваться на 3 уровня формирования личности: эмоциональный, когнитивный и поведенческий (О.В. Хухлаева). В связи с этим можно выделить следующие задачи:

  1. Формирование у детей эмоциональной децентрации.
  2. Формирование самосознания личности.
  3. Обеспечение адекватного ролевого развития детей.

Для решения поставленных задач были разработаны блоки, состоящие из специально подобранных игр и игровых упражнений.

Предложенный ниже практический материал может быть успешно использован родителями при организации занятий с детьми в домашних условиях, а также педагогами при обучении детей в условиях ДОУ.

Эмоциональный блок. Центральной задачей данного блока является формирование у детей эмоциональной децентрации, т.е. способности ребенка воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей (Г.М. Бреслав). Нарушения в ее формировании могут привести к трудностям эффективной коммуникации со сверстниками и взрослыми, а также являться предпосылками возникновения психосоматических нарушений.

В соответствии с этим можно использовать следующие игры и игровые упражнений.

Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического удовольствия и неудовольствия; отработка моделей выражения основных эмоций (радость, гнев, удивление и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.); знакомство с элементами выразительных движений (мимикой, жестом, позой, походкой); осознание детьми пространства собственного тела для выработки умения управлять им.

  • «Пиктограммы».
  • «Мимическая гимнастика».
  • «Азбука настроения».
  • «Этюды на выражение различных эмоций».
  • «Как улучшить настроение»
  • «Волшебный мешочек».
  • «Рисуем эмоции пальцами».

Когнитивный блок. Центральной задачей этого блока является формирование у детей самосознания личности. Под самосознанием понимается психологическая структура, представляющая собой единство, которое находит выражение в каждом из звеньев: имя человека и его физическая сущность, притязание на социальное признание, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее и будущее), социальное пространство личности (ее права и обязанности). По мнению В.С. Мухиной, наиболее существенным искажением в развитии самосознания является депривация одного или нескольких структурных звеньев самосознания, поскольку это может привести к появлению агрессивности, тревожности, трудностей в общении со сверстниками, негативно сказываться на общем самоотношении.

В рамках данного блока можно использовать комплекс игр и игровых упражнений.

Цель, нормализация самовосприятия и самооценки детей.

  • Рисование на тему «Какой я есть и каким бы я хотел быть» (можно предложить ребенку рисование на темы: «Я и мое имя», «Моя семья», «Автопортрет», «Мое настроение», «Мои секреты», «Мое лицо», «Мои сны», « Кляксография »).
  • «Ласковое имя».
  • «Имя шепчут волны».
  • «Заяц Хваста».
  • «Как поступить? »
  • «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений).
  • «Подумай и ответь».
  • «Подумай и изобрази».
  • «Комплименты».
  • «Царевна Несмеяна».
  • «Волшебные очки».
  • «Зеркало».

Поведенческий блок. Центральной задачей этого блока является обеспечение адекватного ролевого развития детей, под которым понимается умение принимать роли, адекватные новым ситуациям и умение изменять своим привычным ролям в старых ситуациях, т.е. обладание ролевой гибкостью и креативностью. Согласно Я. Морено, адекватное ролевое развитие обеспечивает психическое здоровье человека.

Нарушения в ролевом развитии могут негативно сказаться на формировании личности ребенка, затруднить процесс формирования ведущей деятельности дошкольника — ролевую игру, осложнить общение со сверстниками и близкими взрослыми, привести к возникновению психосоматической патологии.

В связи с этим в коррекционной работе можно использовать следующие приемы.

Цель: развитие навыков кооперативной совместной деятельности детей; тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции (контроль над импульсивностью) и двигательную активность (преодоление гиперактивности); закрепление конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций.

  1. Приемы формирования положительных отношений со сверстниками.

Педагог обеспечивает:

— снятие стрессового состояния у ребенка, установление с ним эмоционального контакта (применяется тактика спокойного выжидания для того, чтобы дать ребенку воз-

можность осмотреться, прийти в себя в новой обстановке, проникнуться доверием к взрослому);

  • создание в группе положительно окрашенной, доверительной атмосферы;
  • формирование ощущения безопасности среди сверстников;
  • объединение детей в мини-группы для межличностного контакта (работа в паре на занятиях, взаимопомощь при решении трудных вопросов, соприкосновения ладонями при выполнении задания «Домик»); наблюдение за тем, чтобы состав пар постоянно менялся, т.к. более активный ребенок быстрее выполняет задание и тормозит активность второго члена пары. Ребенок, поработавший в паре с активным сверстником, в новой паре будет стремиться проявить себя при выполнении задания, стимулируя своего партнера;
  • побуждение детей к эмоциональной поддержке участников группы;
  • использование (с помощью педагога) системы позитивных оценок (поощрений) детей, имеющих трудности в общении, в присутствии сверстников для поднятия авторитета, активизации поведенческих реакций;
  • разыгрывание «отрицательных» образцов поведения детей с помощью кукол — от лица игровых персонажей (Незнайки, Карлсона, Хрюши и т.д.); исключение использования в качестве отрицательного героя реального ребенка, который продемонстрировал ненормативное поведение;
  • привлечение детей к участию в публичных выступлениях (праздниках, концертах), к выполнению самостоятельных общественно значимых заданий для привлечения внимания сверстников к их успеху;
  • подключение проблемных детей к совместным играм с товарищами;
  • рисование на темы: «Портрет друга», «Я и мои друзья», «Я в детском саду», «Чего я боюсь?», «Чему я радуюсь? »
  1. Знакомство детей с правилами активного слушания.

Педагог знакомит детей со следующими правилами:

  • нельзя говорить во время выступления товарища и перебивать его;
  • необходимо показать товарищу, что вы готовы его слушать;
  • учитесь сопереживать партнеру по общению;
  • наберитесь терпения;
  • сдерживайте свои эмоции;
  • не позволяйте себе спорить с выступающим и критиковать его;
  • задавайте вопросы и высказывайте свое мнение после выступления товарища;
  • старайтесь не обращать внимания на отвлекающие моменты (сигнализация в машине под окном, стук молотка ИТ.Д.).
  1. Контроль над импульсивностью.

Педагог использует следующие приемы:

  • социализирует проявления агрессивных форм поведения (внушение, моделирование реальных конфликтных ситуаций в рамках игры);
  • ограничивает агрессивные проявления ребенка путем неприятия совершенных поступков и их перевода в другую активность: «Пробеги, побоксируй (модули, песок, подушку), попрыгай, расскажи»;
  • использует эффективное наказание: «Посиди на стуле именно за этот поступок, а мы поиграем», «Ты можешь присоединиться к нам в любое время, если больше не будешь так поступать».
  1. Формирование конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций (положительные модификации поведения)

Педагог обеспечивает условия для:

  • выслушивания обеих сторон конфликта;
  • создания эмоциональной децентрации («В чем предмет ссоры?»);
  • поиска взаимоприемлемых вариантов решения («Что надо сделать?»);
  • проговаривания причин возникновения данной ситуации (метод «групповой дискуссии»);
  • эмоционального подкрепления тех детей, которые нашли выход из сложившейся конфликтной ситуации;
  • закрепления усвоенных адаптивных форм поведения на занятиях и в свободной деятельности детей с помощью знакомых игр и упражнений.

Для эффективного проведения психокоррекционной работы необходимо учитывать следующие методические рекомендации (по О.В. Хухлаевой):

 

  • Состав группы и продолжительность занятий определяются возрастом детей. Для детей 5—6 лет оптимальный состав группы — 6—7 человек и продолжительность занятия 25—30 минут.
  • При формировании группы акцентируется внимание на личностные особенности детей, их эмоциональную совместимость.
  • Не рекомендуется включать в группу более одного агрессивного или гиперактивного ребенка.
  • В особо трудных случаях включению таких детей в группу должна предшествовать индивидуальная групповая терапия.
  • Оптимальная частота занятий — 2 раза в неделю.
  • Работу можно организовать последовательно по блокам.
  • Отдельное занятия включает в себя разминку, основную часть и заключительную часть:
  • разминка позволяет подготовить детей к непривычной для них форме тренинга: подчеркивается необходимость говорить по очереди, слушать друг друга, соблюдать очередность при выборе ведущего в игре, вводится запрет на выкрикивания: «Можно я?». На первых встречах можно ввести особые значки, которые даются детям, выполняющим все правила (система поощрений);
  • основная часть определяется содержанием того или иного блока;
  • заключительная часть ориентирована на снятие у детей эмоционального возбуждения.

Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов

  1. «Комплекс оживления» как основное новообразование периода новорожденности. Обоснуйте его значение для дальнейшего психического развития ребенка.

  2. Охарактеризуйте социальную ситуацию развития младенца и обоснуйте роль взрослого как посредника.

  3. Охарактеризуйте особенности появления и проявления «Кризиса 3-х лет».

  4. Разработайте практические рекомендации для родителей по преодолению кризисных явлений у ребенка.

  5. Представьте в виде схемы модель социальной ситуации развития дошкольника.

  6. Раскройте социальную природу игры детей.

  7. Раскройте основные виды взаимоотношения детей в процессе игровой деятельности.

  8. Какие предъявляются требования к уровню педагогической аблюдательности педагогов дошкольных образовательных учреж- эний для выявления отклонений в эмоционально-личностной сфере поведении детей?

  9. Раскройте структуру личностно-ориентированного взаимодей- гвия взрослого с ребенком. Составьте таблицу.

  10. Представьте схематически модель коррекции расстройств эмо- ионально-личностной сферы и социального поведения в условиях (ОУ.

  11. Дайте характеристику социальной среде, в которой воспитыва- этся современные дети.

  12. Раскройте термин «расстройства эмоционально-личностной феры и социального поведения». Назовите причины, обусловлива- ощие данные состояния.

  13. Как реализуется уровневый подход к оценке нарушений эмоциональной сферы у детей?

  14. Составьте таблицу «Изучение уровней эмоциональной регуляции».

  15. Раскройте проявления отклонений в развитии предпосылок юциально-личностного развития детей.

  16. Объясните, почему поступление ребенка в детский сад является зтрессовой ситуацией.

  17. Как можно использовать «Лист адаптации» для изучения эмоционально-личностного развития детей и их социального поведения?

  18. Проведите наблюдения, используя «Лист адаптации». Сформулируйте психолого-педагогический прогноз дальнейшего развития ребенка.

  19. Составьте план беседы с родителями для сбора дополнительной информации о ребенке.

  20. Какие условия и приемы психолого-педагогической коррекции отклонений в эмоционально-личностном развитии и социальном поведении у детей разных возрастов можно использовать?

  21. Каковы особенности взаимодействия педагога-воспитателя с детьми разных возрастов?

  22. Нарисуйте схему «Взаимосвязь работы педагога-воспитателя с другими специалистами».