Педагогические приемы предупреждения и коррекции
недостатков эмоционально-личностного развития
и социального поведения у детей
в условиях дошкольного учреждения
С целью профилактики и своевременной коррекции отклонений в эмоционально-личностном развитии и социальном поведении предъявляются определенные требования к уровню педагогической наблюдательности педагогов дошкольных образовательных учреждений. В связи с этим воспитатель должен:
- обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые помогут ему увидеть «нестандартность» развития ребенка, определить степень отставания, представить своеобразную структуру психики ребенка;
- владеть всеми формами установления контакта с ребенком (в соответствии с существующими формами общения ребенка со взрослыми на протяжении первых семи лет жизни);
- всесторонне использовать потенциал, заложенный в возможностях ведущей деятельности каждого возрастного периода;
- служить для ребенка образцом эмпатийности;
- способствовать формированию навыков сотрудничества с окружающими людьми и ненасильственного разрешения конфликтных ситуаций;
- систематически заниматься своим личностно-профессиональным ростом для поддержания внутреннего эмоционального баланса и оптимальной сензитивности к проблемам детей;
- знать и использовать в коррекционной работе психотерапевтический потенциал, заложенный в различных видах детской активности;
- обеспечивать сотрудничество и взаимопонимание внутри триады: педагог—ребенок с трудностями в обучении—семья;
- стимулировать у ребенка развитие произвольности и ответственности за свои поступки с использованием ситуации выбора и самостоятельного принятия решения;
- стимулировать развитие позитивного самовосприятия у детей через создание ситуаций успеха в деятельности и общении и использование поощрения;
- обучать детей навыкам эффективного общения и учить их применению в повседневном общении;
- опираться на уровневый подход в коррекции: от простых, базовых, условий нормализации психической деятельности к более сложным.
Основным признаком личностно-ориентированного подхода в педагогике может служить наличие у педагогов установки на активное заинтересованное вслушивание в каждого ребенка, желание увидеть и учесть его индивидуальность и построить взаимодействие с детьми на основе базовых составляющих эффективной коммуникации.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком может быть представлена следующим образом (Б.С. Волков, Н.В. Волкова).
Цель общения:
- обеспечить психическую защищенность, доверие к миру, радости бытия (психическое здоровье);
- формировать начала личности (базис личностной культуры);
- развивать индивидуальность ребенка (не путем «программирования», а прогнозированием и содействием развивающейся личности);
- формировать знания, умения и навыки не как цель, а как средство полноценного развития личности.
Способы общения:
- понимание, признание и принятие личности ребенка, основанное на способности взрослого к децентрации (умения встать на позицию другого, учитывать его точку зрения и не игнорировать чувства и эмоции).
Тактика общения:
- сотрудничество;
- создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности;
- динамика стилей общения с ребенком (многообразие стилей общения и их варьирование).
Личностная позиция педагога:
- исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Взгляд на ребенка:
- полноценный партнер в условиях сотрудничества (отрицание манипулятивного подхода к детям).
Поведение ребенка:
- выполнение и положительное отношение к тому, что взрослый говорит и просит;
- высказывание собственного мнения;
- желание достичь результата;
- обращение за помощью.
Результат:
- свобода мышления, воображения;
- исчезновение страха;
- возникновение чувства комфорта в незнакомой обстановке;
- единство физического и психического здоровья.
Следовательно, общение в деятельности педагога-воспитателя выступает:
- как средство решения учебно-воспитательных задач;
- как способ развития коммуникативности детей — умения общаться со взрослыми и сверстниками;
- как средство, позволяющее подопечным вступать в контакт и разрешать конфликты, строить взаимодействие друг с другом;
- как процесс воспитания индивидуальности ребенка, его социально-личностного развития.
Таким образом, приемы и условия, которые необходимо использовать для профилактики и коррекции отклонений в эмоционально-личностном развитии и социальном поведении дошкольников, можно разделить на две группы:
- Непосредственное воздействие на детей.
- Опосредованное воздействие, ориентированное на работу с семьей и педагогами.
При определении задач психокоррекционной работы необходимо ориентироваться на 3 уровня формирования личности: эмоциональный, когнитивный и поведенческий (О.В. Хухлаева). В связи с этим можно выделить следующие задачи:
- Формирование у детей эмоциональной децентрации.
- Формирование самосознания личности.
- Обеспечение адекватного ролевого развития детей.
Для решения поставленных задач были разработаны блоки, состоящие из специально подобранных игр и игровых упражнений.
Предложенный ниже практический материал может быть успешно использован родителями при организации занятий с детьми в домашних условиях, а также педагогами при обучении детей в условиях ДОУ.
Эмоциональный блок. Центральной задачей данного блока является формирование у детей эмоциональной децентрации, т.е. способности ребенка воспринимать и учитывать в своем поведении состояния, желания и интересы других людей (Г.М. Бреслав). Нарушения в ее формировании могут привести к трудностям эффективной коммуникации со сверстниками и взрослыми, а также являться предпосылками возникновения психосоматических нарушений.
В соответствии с этим можно использовать следующие игры и игровые упражнений.
Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического удовольствия и неудовольствия; отработка моделей выражения основных эмоций (радость, гнев, удивление и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.); знакомство с элементами выразительных движений (мимикой, жестом, позой, походкой); осознание детьми пространства собственного тела для выработки умения управлять им.
- «Пиктограммы».
- «Мимическая гимнастика».
- «Азбука настроения».
- «Этюды на выражение различных эмоций».
- «Как улучшить настроение»
- «Волшебный мешочек».
- «Рисуем эмоции пальцами».
Когнитивный блок. Центральной задачей этого блока является формирование у детей самосознания личности. Под самосознанием понимается психологическая структура, представляющая собой единство, которое находит выражение в каждом из звеньев: имя человека и его физическая сущность, притязание на социальное признание, психологическое время личности (ее прошлое, настоящее и будущее), социальное пространство личности (ее права и обязанности). По мнению В.С. Мухиной, наиболее существенным искажением в развитии самосознания является депривация одного или нескольких структурных звеньев самосознания, поскольку это может привести к появлению агрессивности, тревожности, трудностей в общении со сверстниками, негативно сказываться на общем самоотношении.
В рамках данного блока можно использовать комплекс игр и игровых упражнений.
Цель, нормализация самовосприятия и самооценки детей.
- Рисование на тему «Какой я есть и каким бы я хотел быть» (можно предложить ребенку рисование на темы: «Я и мое имя», «Моя семья», «Автопортрет», «Мое настроение», «Мои секреты», «Мое лицо», «Мои сны», « Кляксография »).
- «Ласковое имя».
- «Имя шепчут волны».
- «Заяц Хваста».
- «Как поступить? »
- «Составь рассказ» (метод незаконченных предложений).
- «Подумай и ответь».
- «Подумай и изобрази».
- «Комплименты».
- «Царевна Несмеяна».
- «Волшебные очки».
- «Зеркало».
Поведенческий блок. Центральной задачей этого блока является обеспечение адекватного ролевого развития детей, под которым понимается умение принимать роли, адекватные новым ситуациям и умение изменять своим привычным ролям в старых ситуациях, т.е. обладание ролевой гибкостью и креативностью. Согласно Я. Морено, адекватное ролевое развитие обеспечивает психическое здоровье человека.
Нарушения в ролевом развитии могут негативно сказаться на формировании личности ребенка, затруднить процесс формирования ведущей деятельности дошкольника — ролевую игру, осложнить общение со сверстниками и близкими взрослыми, привести к возникновению психосоматической патологии.
В связи с этим в коррекционной работе можно использовать следующие приемы.
Цель: развитие навыков кооперативной совместной деятельности детей; тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции (контроль над импульсивностью) и двигательную активность (преодоление гиперактивности); закрепление конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций.
-
Приемы формирования положительных отношений со сверстниками.
Педагог обеспечивает:
— снятие стрессового состояния у ребенка, установление с ним эмоционального контакта (применяется тактика спокойного выжидания для того, чтобы дать ребенку воз-
можность осмотреться, прийти в себя в новой обстановке, проникнуться доверием к взрослому);
- создание в группе положительно окрашенной, доверительной атмосферы;
- формирование ощущения безопасности среди сверстников;
- объединение детей в мини-группы для межличностного контакта (работа в паре на занятиях, взаимопомощь при решении трудных вопросов, соприкосновения ладонями при выполнении задания «Домик»); наблюдение за тем, чтобы состав пар постоянно менялся, т.к. более активный ребенок быстрее выполняет задание и тормозит активность второго члена пары. Ребенок, поработавший в паре с активным сверстником, в новой паре будет стремиться проявить себя при выполнении задания, стимулируя своего партнера;
- побуждение детей к эмоциональной поддержке участников группы;
- использование (с помощью педагога) системы позитивных оценок (поощрений) детей, имеющих трудности в общении, в присутствии сверстников для поднятия авторитета, активизации поведенческих реакций;
- разыгрывание «отрицательных» образцов поведения детей с помощью кукол — от лица игровых персонажей (Незнайки, Карлсона, Хрюши и т.д.); исключение использования в качестве отрицательного героя реального ребенка, который продемонстрировал ненормативное поведение;
- привлечение детей к участию в публичных выступлениях (праздниках, концертах), к выполнению самостоятельных общественно значимых заданий для привлечения внимания сверстников к их успеху;
- подключение проблемных детей к совместным играм с товарищами;
- рисование на темы: «Портрет друга», «Я и мои друзья», «Я в детском саду», «Чего я боюсь?», «Чему я радуюсь? »
-
Знакомство детей с правилами активного слушания.
Педагог знакомит детей со следующими правилами:
- нельзя говорить во время выступления товарища и перебивать его;
- необходимо показать товарищу, что вы готовы его слушать;
- учитесь сопереживать партнеру по общению;
- наберитесь терпения;
- сдерживайте свои эмоции;
- не позволяйте себе спорить с выступающим и критиковать его;
- задавайте вопросы и высказывайте свое мнение после выступления товарища;
- старайтесь не обращать внимания на отвлекающие моменты (сигнализация в машине под окном, стук молотка ИТ.Д.).
-
Контроль над импульсивностью.
Педагог использует следующие приемы:
- социализирует проявления агрессивных форм поведения (внушение, моделирование реальных конфликтных ситуаций в рамках игры);
- ограничивает агрессивные проявления ребенка путем неприятия совершенных поступков и их перевода в другую активность: «Пробеги, побоксируй (модули, песок, подушку), попрыгай, расскажи»;
- использует эффективное наказание: «Посиди на стуле именно за этот поступок, а мы поиграем», «Ты можешь присоединиться к нам в любое время, если больше не будешь так поступать».
-
Формирование конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций (положительные модификации поведения)
Педагог обеспечивает условия для:
- выслушивания обеих сторон конфликта;
- создания эмоциональной децентрации («В чем предмет ссоры?»);
- поиска взаимоприемлемых вариантов решения («Что надо сделать?»);
- проговаривания причин возникновения данной ситуации (метод «групповой дискуссии»);
- эмоционального подкрепления тех детей, которые нашли выход из сложившейся конфликтной ситуации;
- закрепления усвоенных адаптивных форм поведения на занятиях и в свободной деятельности детей с помощью знакомых игр и упражнений.
Для эффективного проведения психокоррекционной работы необходимо учитывать следующие методические рекомендации (по О.В. Хухлаевой):
- Состав группы и продолжительность занятий определяются возрастом детей. Для детей 5—6 лет оптимальный состав группы — 6—7 человек и продолжительность занятия 25—30 минут.
- При формировании группы акцентируется внимание на личностные особенности детей, их эмоциональную совместимость.
- Не рекомендуется включать в группу более одного агрессивного или гиперактивного ребенка.
- В особо трудных случаях включению таких детей в группу должна предшествовать индивидуальная групповая терапия.
- Оптимальная частота занятий — 2 раза в неделю.
- Работу можно организовать последовательно по блокам.
- Отдельное занятия включает в себя разминку, основную часть и заключительную часть:
- разминка позволяет подготовить детей к непривычной для них форме тренинга: подчеркивается необходимость говорить по очереди, слушать друг друга, соблюдать очередность при выборе ведущего в игре, вводится запрет на выкрикивания: «Можно я?». На первых встречах можно ввести особые значки, которые даются детям, выполняющим все правила (система поощрений);
- основная часть определяется содержанием того или иного блока;
- заключительная часть ориентирована на снятие у детей эмоционального возбуждения.
Вопросы и задания для самостоятельной работы студентов
-
«Комплекс оживления» как основное новообразование периода новорожденности. Обоснуйте его значение для дальнейшего психического развития ребенка.
-
Охарактеризуйте социальную ситуацию развития младенца и обоснуйте роль взрослого как посредника.
-
Охарактеризуйте особенности появления и проявления «Кризиса 3-х лет».
-
Разработайте практические рекомендации для родителей по преодолению кризисных явлений у ребенка.
-
Представьте в виде схемы модель социальной ситуации развития дошкольника.
-
Раскройте социальную природу игры детей.
-
Раскройте основные виды взаимоотношения детей в процессе игровой деятельности.
-
Какие предъявляются требования к уровню педагогической аблюдательности педагогов дошкольных образовательных учреж- эний для выявления отклонений в эмоционально-личностной сфере поведении детей?
-
Раскройте структуру личностно-ориентированного взаимодей- гвия взрослого с ребенком. Составьте таблицу.
-
Представьте схематически модель коррекции расстройств эмо- ионально-личностной сферы и социального поведения в условиях (ОУ.
-
Дайте характеристику социальной среде, в которой воспитыва- этся современные дети.
-
Раскройте термин «расстройства эмоционально-личностной феры и социального поведения». Назовите причины, обусловлива- ощие данные состояния.
-
Как реализуется уровневый подход к оценке нарушений эмоциональной сферы у детей?
-
Составьте таблицу «Изучение уровней эмоциональной регуляции».
-
Раскройте проявления отклонений в развитии предпосылок юциально-личностного развития детей.
-
Объясните, почему поступление ребенка в детский сад является зтрессовой ситуацией.
-
Как можно использовать «Лист адаптации» для изучения эмоционально-личностного развития детей и их социального поведения?
-
Проведите наблюдения, используя «Лист адаптации». Сформулируйте психолого-педагогический прогноз дальнейшего развития ребенка.
-
Составьте план беседы с родителями для сбора дополнительной информации о ребенке.
-
Какие условия и приемы психолого-педагогической коррекции отклонений в эмоционально-личностном развитии и социальном поведении у детей разных возрастов можно использовать?
-
Каковы особенности взаимодействия педагога-воспитателя с детьми разных возрастов?
-
Нарисуйте схему «Взаимосвязь работы педагога-воспитателя с другими специалистами».