Проведение занятий по формированию коммуникативной компетентности дошкольников с задержкой психического развития

Е.А.ЧЕРНЫШЕВА

В настоящей статье рассматривается система коррекционно-педагогической работы по формированию коммуникативной (социальной) компетентности дошкольников с задержкой психического развития в условиях ДОУ. Предлагается комплекс практических заданий для развития данной способности у детей. Практический материал может быть успешно использован родителями при организации занятий с детьми в домашних условиях, а также педагогами при обучении детей в условиях ДОУ разных видов. исследованиях ряда авторов (И.А.Коробейников, В.В.Лебе- динский, В.ИЛубовский, У.В.Уль- енкова, Г.Б.Шаумаров) отмечается, что в психологической структуре задержки психического развития (ЗПР) на первый план выдвигаются не столько когнитивные проблемы, сколько особенности эмоционально-волевой сферы. При наличии базисного дефекта, имеющего органическое происхождение, неблагоприятные социально-психологические условия воспитания способствуют закреплению дезадаптивных форм поведения этой категории детей. Поэтому повышение уровня социальной адаптации дошкольников с ЗПР будет успешно в условиях коррекционной и профилактической помощи. Таким образом, вопрос научно-методического обеспечения данного пути работы с детьми рассматриваемой категории остается одним из приоритетных направлений специальной педагогики. В настоящей статье мы предлагаем практический материал, обобщенный и модифицированный в результате коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими ЗПР, в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) компенсирующего вида. Основной задачей нашей работы была апробация ком плекса коррекционно-педагогических приемов и условий по развитию коммуникативной (социальной) компетентности детей данной категории. Коммуникативная компетентность (Т.В.Антонова, Ю.М.Жуков, Г.И.Николаева, Л.А.Петровская, П.В.Растянни- ков и др.) представляет собой единое сложное образование, состоящее из трех компонентов: эмоционального, когнитивного и поведенческого. Эмоциональный компонент включает эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, внимание к переживаниям и действиям окружающих людей (эмпатию). Когнитивный компонент связан с процессом познания другого человека и включает в себя способность принять точку зрения другого, предвидеть его поведение (децентраиию), а также эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми. Поведенческий компонент отражает способность к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности. Следовательно, под коммуникативной компетентностью понимаются адекватная реакция детей на происходящее вокруг, их адекватный эмоциональный отклик на возникающие ситуации в общении, прояв- ление своих эмоциональных состояний принятыми в человеческом обществе средствами и адекватным социальным поведением. Именно вышеперечисленные составляющие являются необходимым условием успешности развития ребенка с задержкой психического развития, его подлинной интеграции в общество, и прежде всего подготовленности к школьному обучению. Предлагаемый нами подход к развитию навыков межличностного взаимодействия детей с ЗПР осуществлялся в процессе повседневной жизни, в разных видах детской деятельности: во время режимных моментов (прогулка, дежурство и т.д.), на занятиях, в свободных играх. Таким образом, система обучения детей с ЗПР навыкам активного общения была включена в структуру жизнедеятельности воспитанников ДОУ компенсирующего вида. Непосредственная работа педагога- дефектолога с детьми происходила на занятиях по таким разделам программы, как «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи», «Формирование элементарных математических представлений», «Обучение игре», «Подготовка к обучению грамоте». Суть предлагаемых нами дополнений программного материала состояла в насыщении занятий как общими (приветствие, обмен настроениями, создание положительного образа сверстника, развитие внимания у детей друг к другу, а также к педагогам-воспитате- лям), так и специфическими коммуникативными компонентами. В содержание специфических компонентов входили: упражнения для предупреждения агрессивных форм поведения, развитие невербальных средств общения (психогимнастика, мимика, жесты, пантомимика), создание соответствующего положительного эмоционального фона общения, развитие его содержательных мотивов, адекватной манеры поведения. Система коррекционно- педагогической работы по формированию коммуникативной компетентности детей с ЗПР. Мимические и пантомимические игры и упражнения Цель: выразительное изображение отдельных эмоциональных состояний, связанных с переживанием телесного и психического удовольствия и неудовольствия; отработка моделей выражения основных эмоций (радость, гнев, удивление и др.) и некоторых социально окрашенных чувств (гордость, застенчивость, уверенность и др.); знакомство с элементами выразительных движений (мимикой, жестом, позой, походкой); осознание детьми пространства собственного тела для выработки умения управлять им. Пиктограммы Цель: тренировка умения распознавать эмоциональное состояние по мимике. Оборудование: два набора карточек (один целый, а другой нарезанный — см. рисунок). Рисунок-пиктограмма ные шаблоны перемешиваются между собой. Детям предлагается помочь найти и собрать изображения людей. 2. После определения настроения, изображенного на каждой пиктограмме, дети разбиваются на пары. У каждого участника свой набор пиктограмм. Один ребенок берет карточку и, не показывая ее другому, называет настроение, которое на ней изображено. Второй должен найти подобную картинку у себя. После чего две выбранные карточки сравниваются. При несовпадении можно попросить детей объяснить, почему они выбрали ту или иную пиктограмму для определения настроения. Мимическая гимнастика Цель: изучение мимики лица и связанных с ней эмоциональных состояний человека, тренинг выразительной мимики. Оборудование: большое зеркало. Ребенку предлагается выполнить ряд упражнений для мышц лица (гимнастику лучше проводить индивидуально, используя зеркало):

сморщить лоб, поднять брови (удивление), расслабиться, сохранить лоб гладким в течение одной минуты;

сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь), расслабиться;

полностью расслабить брови, закатить глаза («а мне все равно» — равнодушие);

расширить глаза, рот открыт, руки сжаты в кулаки, все тело напряжено (страх, ужас), расслабиться;

расслабить веки, лоб, щеки (лень, хочется подремать);

расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость, вдыхаю неприятный запах), расслабиться;

сжать губы, прищурить глаза (презрение), расслабиться;

улыбнуться, подмигнуть (радость, веселье).

Азбука настроения Цель: тренировка умения распознавать эмоциональное состояние по мимике персонажей. Оборудование: набор из шести карточек, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием. Детям, сидящим за столом, раздается набор из шести карточек, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием. Детей просят по сигналу ведущего поднять карточку, на которой персонаж удивлен, обижен, радуется и т.д. Можно попросить детей рассказать случаи из их практики, когда они испытывали аналогичные эмоции. Этюды на выражение различных эмоций Цель: развитие умения детей изображать различные эмоциональные состояния, связанные с переживанием телесного и психического удовольствия или неудовольствия, с помощью выразительных движений и мимики. Педагог эмоционально пересказывает ситуацию, предложенную в этюде, и просит ребенка сыграть эту роль. Радость: девочке вручили огромную коробку с подарком на день рождения, она развязала бант, развернула оберточную бумагу, открыла коробку и радостно захлопала в ладоши, подпрыгивая на носочках. Усталость: маленький гномик несет на спине большую еловую шишку. Вот он остановился, положил шишку у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал…» (Выразительные движения: стоит, руки висят вдоль тела, плечи опушены.) Страх: девочка боится темноты. Она неподвижно сидит на кровати и смотрит на шкаф… вдруг там кто-то прячется, что тогда? (Выразительные движения: голова откинута назад и втянута в плечи. Мимика: брови ползут вверх, глаза расширены, рот раскрыт, как для крика.) Любопытство: мальчик-грибник шел по лесной тропинке и увидел ежика. Он был очень смешным и совсем нестрашным, поэтому мальчик решил погладить его, ведь он никогда раньше не видел живого ежа, только на картинках. Вдруг ежик превратился в колючий «шарик» и больно уколол руку любопытному ре- бенку. «А где же его мордочка?» — подумал мальчик и стал ходить вокруг ежа, пытаясь разгадать загадку (Выразительные движения: рука приближается к воображаемому ежу и резко отдергивается, мальчик приседает на корточки и пытается разглядеть ежа со всех сторон. Мимика: удивленный и заинтересованный взгляд, брови слегка приподняты.) Сосредоточенность: девочка сидит за партой и решает сложную задачу. Ей очень хочется получить отличную оценку. (Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево; указательный палец правой руки двигается по учебнику Мимика: слегка сощуренные глаза, нижняя губа закушена.) Раздумье: дети играли в прятки, а водящий считал до 10, пока все не спрячутся. Он вышел на середину площадки и стал думать, в какую сторону идти. (Выразительные движения: ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.) Боль («Ой-ой, живот болит!»): два медвежонка, Тим и Том, съели вкусные, но грязные яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются: Ой-ой. живот болит! Ой-ой. меня тошнит! Ой, мы яблок не хотим! Мы хвораем. Том и Тим. (Выразительные движения: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу.) Гнев («Король Боровик»): педагог читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту: Шел король Боровик через лес напрямик. Он грозил кулаком и стучал каблуком. Был король Боровик не в духе: короля покусали мухи. Отвращение («Соленый чай»): бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу соль. Внук захотел пить и налил себе в чашку чай. Затем положил две ложки «сахарного песка», перемешал и сделал глоток. Как противно стало у него во рту! (Выразительные движения и мимика: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу нос сморщен — ребенок выглядит так, словно он подавился.) Вина: мама простудилась и попросила сына сходить в аптеку за лекарством. По дороге мальчик встретил друзей, заигрался и забыл о больной матери. Вернувшись домой, он увидел в комнате врача, который строго посмотрел на него и спросил: «Неужели тебе не нужна мама?» (Выразительные движения: голова низко опушена, ребенок старается не смотреть в глаза, краснеет.) Стыд: мама размораживала мясо для супа, а пес Шарик все время крутился около нее. Стоило маме выйти в другую комнату и вернуться через несколько минут, как мясо исчезло. «Кто же съел мясо?» А Шарик стоит, голову опустил, стыдно ему Ролевая гимнастика Цель: игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление, способствует расширению поведенческого репертуара ребенка Педагог предлагает ребенку

рассказать известное стихотворение следующим образом: шепотом, громко, с большой скоростью, со скоростью улитки, как робот, как иностранец;

походить как: младенец, глубокий старик, лев, медведь, цапля, кошка;

улыбнуться как: кот на солнышке, само солнышко, мама ребенку;

посидеть как: пчела на цветке, наездник на лошади, Карабас-Барабас, курица на жердочке;

попрыгать как: кузнечик, козлик, кенгуру, зайчик, мячик;

нахмуриться как: осенняя туча, разъяренный лев, рассерженная мама.

Упражнения и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой бенку. «А где же его мордочка?» — подумал мальчик и стал ходить вокруг ежа, пытаясь разгадать загадку (Выразительные движения: рука приближается к воображаемому ежу и резко отдергивается, мальчик приседает на корточки и пытается разглядеть ежа со всех сторон. Мимика: удивленный и заинтересованный взгляд, брови слегка приподняты.) Сосредоточенность: девочка сидит за партой и решает сложную задачу. Ей очень хочется получить отличную оценку. (Выразительные движения: левая рука упирается локтем в стол и поддерживает голову, наклоненную влево; указательный палец правой руки двигается по учебнику. Мимика: слегка сощуренные глаза, нижняя губа закушена.) Раздумье: дети играли в прятки, а водящий считал до 10, пока все не спрячутся. Он вышел на середину площадки и стал думать, в какую сторону идти. (Выразительные движения: ребенок стоит, руки сложены на груди или одна рука на груди поддерживает другую руку, на которую опирается подбородок.) Боль («Ой-ой, живот болит!»): два медвежонка, Тим и Том, съели вкусные, но грязные яблоки. У них разболелись животы. Медвежата жалуются: Ой-ой, живот болит! Ой-ой. меня тошнит! Ой, мы яблок не хотим! Мы хвораем. Том и Тим. (Выразительные движения: брови приподняты и сдвинуты, глаза прищурены, туловище согнуто, живот втянут, руки прижаты к животу.) Гнев («Король Боровик»): педагог читает стихотворение, а ребенок действует согласно тексту: Шел король Боровик через лес напрямик. Он грозил кулаком и стучал каблуком. Был король Боровик не в духе: короля покусали мухи. Отвращение («Соленый чай»): бабушка потеряла очки и поэтому не заметила, что насыпала в сахарницу соль. Внук захотел пить и налил себе в чашку чай. Затем положил две ложки «сахарного песка», перемешал и сделал глоток. Как противно стало у него во рту! (Выразительные движения и мимика: голова наклонена назад, брови нахмурены, глаза сощурены, верхняя губа подтягивается к носу, нос сморщен — ребенок выглядит так, словно он подавился.) Вина: мама простудилась и попросила сына сходить в аптеку за лекарством. По дороге мальчик встретил друзей, заигрался и забыл о больной матери. Вернувшись домой, он увидел в комнате врача, который строго посмотрел на него и спросил: «Неужели тебе не нужна мама?» (Выразительные движения: голова низко опущена, ребенок старается не смотреть в глаза, краснеет.) Стыд: мама размораживала мясо для супа, а пес Шарик все время крутился около нее. Стоило маме выйти в другую комнату и вернуться через несколько минут, как мясо исчезло. «Кто же съел мясо?» А Шарик стоит, голову опустил, стыдно ему. Ролевая гимнастика Цель: игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление, способствует расширению поведенческого репертуара ребенка. Педагог предлагает ребенку:

рассказать известное стихотворение следующим образом: шепотом, громко, с большой скоростью, со скоростью улитки, как робот, как иностранец;

походить как: младенец, глубокий старик, лев, медведь, цапля, кошка;

улыбнуться как; кот на солнышке, само солнышко, мама ребенку;

посидеть как: пчела на цветке, наездник на лошади, Карабас-Барабас, курица на жердочке;

попрыгать как: кузнечик, козлик, кенгуру, зайчик, мячик;

нахмуриться как: осенняя туча, разъяренный лев, рассерженная мама.

Упражнения и игры на выражение отдельных черт характера и эмоций Цель: выразительное изображение чувств, порождаемых социальной средой (доброта, жадность, честность), их моральная оценка; отработка моделей поведения персонажей с определенными чертами характера; закрепление и расширение уже полученных детьми ранее сведений, относящихся к их соци&зьной компетенции; обучение детей навыкам самоконтроля, переводу агрессивных реакций в социально приемлемые формы с помощью игровых приемов. Подумай и изобрази Цель: тренинг смоделированных стандартных ситуаций, формирование умения выражать черты характера и эмоции. Педагог предлагает ребенку разыграть предложенную ситуацию:

ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мазьчика. Разними их;

тебе очень хочется поиграть той же игрушкой, как у одного из ребят вашей группы. Попроси ее;

ты очень обидел своего друга. Помирись с ним;

ты нашел на улице слабого, замерзшего котенка. Пожалей его:

ты принес в детский сад конфеты, а у твоего друга сегодня нет ничего вкусного.

Как поступить Цель: тренинг смоделированных стандартных ситуаций, формирование способности заботиться о других. Оборудование: несколько сюжетных картинок конфликтного содержания. Педагог предлагает ребенку одну из картинок, наложенных изображением вниз, рассмотреть ее и решить, как в такой ситуации поступить. Ситуации и выходы из них разыгрываются детьми: двое детей едят конфеты, а третий нет; дети играют, а у одного ребенка нет игрушек; все дети работают в огороде, а один ребенок сидит без дела; двое детей смеются над малышом, который плачет. Психокоррекционные упражнения и игры Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера ребенка, нормализация самооценки, тренинг смодели рованных стандартных ситуаций; развитие умения чувствовать чужое настроение и эмоционально откликаться на него (сопереживать). Как улучшить настроение? Цель: коррекция настроения и отдельных черт характера. Педагог предлагает детям: улыбнуться себе в зеркале; попробовать рассмеяться; вспомнить о чем-нибудь хорошем; сделать доброе дело другому; нарисовать себе веселую картинку и т.д. Цель: игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождения от негативных эмоций. Оборудование: «волшебный мешок» (может быть изготовлен из яркой бумаги или ткани).

Перед началом игры педагог обсуждает с ребенком его настроение. Затем ему предлагается сложить в волшебный мешок все плохое: злость, обиду, грусть и т.п. Этот «мешок» с отрицательными эмоциями, которые в нем находятся, выбрасывается.

Можно использовать еще один «волшебный мешок», из которого ребенок может взять себе любые положительные эмоции, которые он хочет.

Рисуем эмоции пальцалш Цель: упражнение направлено на выражение осознания своего эмоционального состояния. Оборудование: лист бумаги, гуашь разных цветов. Педагог предлагает ребенку нарисовать свои эмоции или настроение пальцами, используя баночки с гуашевой краской. Рисунки, отражающие плохое настроение, можно порвать или выбросить в мусорное ведро. Задания, направленные на нормализацию самовосприятия и самооценки детей 1. Рисование на тему «Какой я есть и каким бы я хотел быть». Оборудование: лист бумаги, цветные карандаши, ластик. Педагог предлагает ребенку дважды нарисовать себя. На первом рисунке — таким, какой он сейчас (предварительно необходимо рассмотреть себя в зеркале, на фотографии), на втором — таким, каким бы он хотел быть. После чего педагог сравнивает «реальное» и «идеальное» Я, делая вывод о самооценке ребенка. В заключение он должен сам сформулировать для себя, что нужно сделать, чтобы стать таким, каким хочется. Можно предложить рисование на темы: «Я и мое имя», «Моя семья», «Автопортрет», «Мое настроение». «Мои секреты», «Мое лицо», «Мои сны», «Кляксография».

Составь рассказ (метод незаконченных предложений)

Педагог предлагает ребенку составить рассказ на какую-нибудь тему, предложенную взрослым или выбранную самостоятельно. Темы могут быть такими: «Я люблю, когда…», «Меня беспокоит…», «Когда я злой…», «Когда мне плохо…», «Когда меня обижают…», «Что я не могу…», «Я боюсь…». Важно, чтобы ребенок давал развернутый рассказ, который потом можно будет проиграть, причем в главной роли должен быть сам рассказчик. Вместе с детьми необходимо придумать выходы из конфликтных ситуаций и тоже проиграть их.

Подумай и ответь

Педагог предлагает ребенку ответить на вопросы: «За что тебя можно любить?», «За что тебя можно ругать?». Затем происходит совместное обсуждение, что необходимо сделать, чтобы ругать ребенка было не за что. Варианты должен предлагать сам ребенок, а педагог оценивает их приемлемость вместе с ним.

Подумай и изобрази

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изобразить самого себя. Остальные роли при разыгрывании могут выполнять дети или один из взрослых. После обыгрывания педагог предлагает поменяться ролями с партнером, чтобы ребенок, имеющий неадекватную самооценку, мог оказаться на месте того, с кем он только что общался. Примеры ситуаций:

Ты участвовал в викторине и ответил на все вопросы, а твой друг ответил только на один. Он очень расстроился и заплакал. Помоги ему успокоиться.

Ты вышел во двор и увидел, что дети уже играют. Как ты попросишь, чтобы тебя приняли в игру? Что ты будешь делать, если они тебе откажут?

Комплименты

Ребенок становится в центр круга, а дети по очереди говорят ему несколько добрых слов, хвалят, обещают или желают что-то. Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят ему что-то приятное (упражнение проводится по кругу).

Зеркало

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком и в группе. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. «Зеркалом» может быть взрослый или сверстник. Мышечная тренировка Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение детей навыкам произвольного расслабления (релаксации), концентрации внимания на своем дыхании и движениях, внушение желательного настроения, поведения.

Медвежонок

Цель: обучение детей навыкам произвольного напряжения и расслабления (релаксации), глубокого дыхания. Педагог рассказывает про медвежонка, а ребенок изображает его движения: «превращается» в маленького медвежонка, который лежит в берлоге. Подул холодный ветер и залетел в берлогу, медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал.

Насос и мяч

Цель: обучение детей навыкам произвольного напряжения и расслабления (релаксации), глубокого дыхания. Игра может проводиться в группе и индивидуально. Один из участников (может быть педагог) становится «насосом», другие «мячами». Сначала «мячи» стоят, расслабившись, на полусогнутых ногах. Педагог предлагает ребенку дважды нарисовать себя. На первом рисунке — таким, какой он сейчас (предварительно необходимо рассмотреть себя в зеркале, на фотографии), на втором — таким, каким бы он хотел быть. После чего педагог сравнивает «реальное» и «идеальное» Я, делая вывод о самооценке ребенка. В заключение он должен сам сформулировать для себя, что нужно сделать, чтобы стать таким, каким хочется. Можно предложить рисование на темы: «Я и мое имя», «Моя семья», «Автопортрет», «Мое настроение», «Мои секреты», «Мое лицо», «Мои сны», «Кляксография».

Составь рассказ (метод незаконченных предложений)

Педагог предлагает ребенку составить рассказ на какую-нибудь тему, предложенную взрослым или выбранную самостоятельно. Темы могут быть такими: «Я люблю, когда…», «Меня беспокоит…», «Когда я злой…», «Когда мне плохо…», «Когда меня обижают…», «Что я не могу…», «Я боюсь…». Важно, чтобы ребенок давал развернутый рассказ, который потом можно будет проиграть, причем в главной роли должен быть сам рассказчик. Вместе с детьми необходимо придумать выходы из конфликтных ситуаций и тоже проиграть их.

Подумай и ответь

Педагог предлагает ребенку ответить на вопросы: «За что тебя можно любить?», «За что тебя можно ругать?». Затем происходит совместное обсуждение, что необходимо сделать, чтобы ругать ребенка было не за что. Варианты должен предлагать сам ребенок, а педагог оценивает их приемлемость вместе с ним.

Подумай и изобрази

Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изобразить самого себя. Остальные роли при разыгрывании могут выполнять дети или один из взрослых. После обыгрывания педагог предлагает поменяться ролями с партнером, чтобы ребенок, имеющий неадекватную самооценку, мог оказаться на месте того, с кем он только что общался. Примеры ситуаций:

Ты участвовал в викторине и ответил на все вопросы, а твой друг ответил только на один. Он очень расстроился и заплакал. Помоги ему успокоиться.

Ты вышел во двор и увидел, что дети уже играют. Как ты попросишь, чтобы тебя приняли в игру? Что ты будешь делать, если они тебе откажут?

Комплименты

Ребенок становится в центр круга, а дети по очереди говорят ему несколько добрых слов, хвалят, обещают или желают что-то. Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, говорят ему что-то приятное (упражнение проводится по кругу).

Зеркало

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком и в группе. Ребенок смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения и жесты. «Зеркалом» может быть взрослый или сверстник. Мышечная тренировка Цель: снятие психоэмоционального напряжения, обучение детей навыкам произвольного расслабления (релаксации), концентрации внимания на своем дыхании и движениях, внушение желательного настроения, поведения.

Медвежонок

Цель: обучение детей навыкам произвольного напряжения и расслабления (релаксации), глубокого дыхания. Педагог рассказывает про медвежонка, а ребенок изображает его движения: «превращается» в маленького медвежонка, который лежит в берлоге. Подул холодный ветер и залетел в берлогу, медвежонок замерз. Он сжался в маленький клубочек. Стало жарко, медвежонок развернулся и зарычал.

Насос и мяч

Цель: обучение детей навыкам произвольного напряжения и расслабления (релаксации), глубокого дыхания. Игра может проводиться в группе и индивидуально. Один из участников (может быть педагог) становится «насосом», другие «мячами». Сначала «мячи» стоят, расслабившись, на полусогнутых ногах, корпус наклонен вперед, голова опушена. Когда «насос» начинает надувать мячи, сопровождая свои действия звуком, дети постепенно распрямляются, надувают щеки и поднимают руки. «Мячи» надуты. Ведущий вытягивает шланг насоса из «мячей». Дети издают с силой звук «ш-ш-ш», возвращаясь в исходное положение. Упражнения для мышечного расслабления (предложены И.А.Поваровой) Упражнения для рук: Стоя (сидя):

руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи. Поочередно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук;

руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы «развести веером». Поочередно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук. Руки свободно «уронить» вниз, выполнить маятникообразные движения, постепенно то увеличивая, то уменьшая амплитуду качания;

поднять прямые руки с напряжением вверх, затем «бросить» свободно вниз с наклоном корпуса вперед;

медленно, с напряжением, поднять одновременно голову и плечи вверх, затем «уронить» голову и плечи, расслабиться;

пальцы сжать в кулак. Напрягая мышцы кисти, предплечья, плеча, согнуть руки в локтях на уровне плеч. Опустить руки, расслабиться;

поджать с напряжением подушечки пальцев к верхней части ладони (сжать руку в кулак), затем быстро выпрямить и развести пальцы «веером». Расслабить кисть, покачивая ею на весу с упором на локоть. Добиться, чтобы она висела свободно, как плеть. Выполнять попеременно левой и правой рукой или одновременно обеими руками.

Стоя:

отвести руку в сторону или вперед. Упереться ладонью в стену с усилием.

Расслабиться. Вернуться в исходное положение;

ноги врозь, руки опушены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетенными пальцами поднять и занести за голову, напрячься и резко опустить с одновременным расслаблением;

имитировать руками движения пловца, чередуя попеременное напряжение и расслабление мышц;

свести плечи вперед, медленно увеличивая напряжение, затем развести в стороны до соприкосновения лопаток с одновременным расслаблением рук.

Сидя:

свободно положить руки на колени, ноги слегка расставить. Сжать пальцы в кулак, прижать к туловищу, с напряжением поднять голову, затем «уронить» голову и руки с одновременным наклоном тела вперед. Выпрямиться на стуле;

опереться руками на сиденье с усилием, постепенно увеличивая напряжение в плечевом поясе, расслабиться с наклоном корпуса вперед.

Упражнения для туловища: Сидя:

сидя прямо, локти на бедрах. Свободно наклониться вперед, голова опущена, расслабиться. Руки свободно падают вниз. В расслабленном положении выполнить легкие покачивания корпуса из стороны в сторону;

корпус прямой. На вдохе напрячь мышцы живота и задержаться в этом положении несколько секунд. Выдыхая, максимально расслабиться;

сидя на краю стула. Туловище немного наклонить вперед. Свободно размахивать опущенными вниз руками, корпусом, плечами.

Стоя:

повороты туловища с круговыми вращениями руками («мельница»);

замирание в позе навытяжку. Полное расслабление всего тела, «провисание» («тряпичная кукла»);

имитация поднимания штанги с напряжением и расслаблением всего тела после ее опускания;

корпус наклонен вперед, голова опушена. Когда «насос» начинает надувать мячи, сопровождая свои действия звуком, дети постепенно распрямляются, надувают шеки и поднимают руки. «Мячи» надуты. Ведущий вытягивает шланг насоса из «мячей». Дети издают с силой звук «ш-ш-ш», возвращаясь в исходное положение. Упражнения для мышечного расслабления (предложены И.А.Поваровой) Упражнения для рук: Стоя (сидя):

руки с напряжением вытянуть вперед, пальцы сжать в кулак, напрягая кисти, предплечья, плечи. Поочередно расслабить кисти, затем предплечья и полностью мышцы рук;

руки с напряжением медленно развести в стороны, пальцы «развести веером». Поочередно расслабить кисти, предплечья и полностью мышцы рук. Руки свободно «уронить» вниз, выполнить маятникообразные движения, постепенно то увеличивая, то уменьшая амплитуду качания;

поднять прямые руки с напряжением вверх, затем «бросить» свободно вниз с наклоном корпуса вперед;

медленно, с напряжением, поднять одновременно голову и плечи вверх, затем «уронить» голову и плечи, расслабиться;

пальцы сжать в кулак. Напрягая мышцы кисти, предплечья, плеча, согнуть руки в локтях на уровне плеч. Опустить руки, расслабиться;

поджать с напряжением подушечки пальцев к верхней части ладони (сжать руку в кулак), затем быстро выпрямить и развести пальцы «веером». Расслабить кисть, покачивая ею на весу с упором на локоть. Добиться, чтобы она висела свободно, как плеть. Выполнять попеременно левой и правой рукой или одновременно обеими руками.

Стоя:

отвести руку в сторону или вперед. Упереться ладонью в стену с усилием.

Расслабиться. Вернуться в исходное положение;

ноги врозь, руки опушены, пальцы переплетены в замок. Руки с переплетенными пальцами поднять и занести за голову, напрячься и резко опустить с одновременным расслаблением;

имитировать руками движения пловца, чередуя попеременное напряжение и расслабление мышц;

свести плечи вперед, медленно увеличивая напряжение, затем развести в стороны до соприкосновения лопаток с одновременным расслаблением рук.

Сидя:

свободно положить руки на колени, ноги слегка расставить. Сжать пальцы в кулак, прижать к туловищу, с напряжением поднять голову, затем «уронить» голову и руки с одновременным наклоном тела вперед. Выпрямиться на стуле;

опереться руками на сиденье с усилием, постепенно увеличивая напряжение в плечевом поясе, расслабиться с наклоном корпуса вперед.

Упражнения для туловища: Сидя:

сидя прямо, локти на бедрах. Свободно наклониться вперед, голова опущена, расслабиться. Руки свободно падают вниз. В расслабленном положении выполнить легкие покачивания корпуса из стороны в сторону;

корпус прямой. На вдохе напрячь мышцы живота и задержаться в этом положении несколько секунд. Выдыхая, максимально расслабиться;

сидя на краю стула. Туловище немного наклонить вперед. Свободно размахивать опущенными вниз руками, корпусом, плечами.

Стоя

повороты туловища с круговыми вращениями руками («мельница»);

замирание в позе навытяжку. Полное расслабление всего тела, «провисание» («тряпичная кукла»);

имитация поднимания штанги с напряжением и расслаблением всего тела после ее опускания;

скрестить обе руки, обнять себя за плечи, сжимая их как можно сильнее, затем расслабиться.

Упражнения для ног Сидя:

выпрямить ноги с напряжением (потягиванием), затем расслабить;

выпрямить напряженные ноги, развести в стороны, уронить расслабленные;

попеременно напряженно вращать по 30-40 сек. ступнями ног. Расслабиться.

Стоя:

пальцами стопы надавливать на пол, чередуя напряжение с расслаблением;

ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании ноги.

Упражнения для шеи Сидя. Опереться на стол согнутыми в локтях руками. Опустить голову на руки и полностью расслабиться; медленно поворачивать голову, не поднимая ее, справа налево и слева направо. Стоя {сидя). Руки поднять. Пальцы соединить в «замок» на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение, «бросить» руки вниз и расслабиться. Вернуться в исходное положение. Голову отвести максимально назад, руки поднять, локти развести в стороны, ладони зафиксировать на лбу. Медленно произвести наклон головы вперед, преодолевая сопротивление рук, напрячься. Вернуться в исходное положение, расслабиться. Минутка отдыха (во время проведения занятий) Цель: снятие психоэмоционального напряжения, выработка правильной дикции и звукопроизношения, отработка конкретного образа («Цапля», «Хомячок», «Зайка», «Цветок» и т.д.), развитие двигательной активности и ловкости. Педагог обращается к группе: «Дети, представьте себе, что вы цапли. Для это го нужно поджать правую ножку, а руки (крылья) развести в стороны. Повторяйте за мной». (Во время проговаривания стихотворного текста дети пытаются сохранить заданное положение, после чего ножку можно поменять и прочитать стишок еще раз.) Очень трудно так стоять, ножку на пол не спускать. И не падать, не качаться, за соседа не держаться. «А сейчас представим себе, что мы красивые цветы, которые еще не распустились. Для этого поднимем руки вверх и сделаем бутон». (Во время повествования дети раскрывают руки (лепестки распускаются) и начинают ими покачивать «на ветру», затем опять складывают руки в «бутоны».) Наши нежные цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки. Тихо засыпают — головой качают. Формирование адаптивных форм поведения Цель: развитие навыков кооперативной совместной деятельности детей; тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции (контроль над импульсивностью) и двигательную активность (преодоление гиперактивности); закрепление конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций. Приемы формирования положительных отношений со сверстниками Педагог обеспечивает:

снятие стрессового состояния у ребенка, установление с ним эмоционального контакта (применяется тактика спокойного выжидания для того, чтобы дать ребенку возможность осмотреться, прийти в себя в новой обстановке, проникнуться доверием ко взрослому);

создание в группе положительно окрашенной, доверительной атмосферы (музыкальные релаксирующие паузы «Танец — соприкосновение»: дети встают один напротив другого, соприкасаясь

скрестить обе руки, обнять себя за плечи, сжимая их как можно сильнее, затем расслабиться.

Упражнения для ног Сидя:

выпрямить ноги с напряжением (потягиванием), затем расслабить;

выпрямить напряженные ноги, развести в стороны, уронить расслабленные;

попеременно напряженно вращать по 30-40 сек. ступнями ног. Расслабиться.

Стоя:

пальцами стопы надавливать на пол, чередуя напряжение с расслаблением;

ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании ноги.

Упражнения для шеи Сидя. Опереться на стол согнутыми в локтях руками. Опустить голову на руки и полностью расслабиться; медленно поворачивать голову, не поднимая ее, справа налево и слева направо. Стоя (сидя). Руки поднять. Пальцы соединить в «замок» на затылке, локти и плечи развести в стороны. Плавно, без рывков отвести голову назад, преодолевая сопротивление рук. Ощутить напряжение, «бросить» руки вниз и расслабиться. Вернуться в исходное положение. Голову отвести максимально назад, руки поднять, локти развести в стороны, ладони зафиксировать на лбу. Медленно произвести наклон головы вперед, преодолевая сопротивление рук, напрячься. Вернуться в исходное положение, расслабиться. Минутка отдыха (во время проведения занятий) Цель: снятие психоэмоционального напряжения, выработка правильной дикции и звукопроизношения, отработка конкретного образа («Цапля», «Хомячок», «Зайка», «Цветок» и т.д.), развитие двигательной активности и ловкости. Педагог обращается к группе: «Дети, представьте себе, что вы цапли. Для это го нужно поджать правую ножку, а руки (крылья) развести в стороны. Повторяйте за мной». (Во время проговаривания стихотворного текста дети пытаются сохранить заданное положение, после чего ножку можно поменять и прочитать стишок еще раз.) Очень трудно так стоять, ножку на пол не спускать. И не падать, не качаться, за соседа не держаться. «А сейчас представим себе, что мы красивые цветы, которые еще не распустились. Для этого поднимем руки вверх и сделаем бутон». (Во время повествования дети раскрывают руки (лепестки распускаются) и начинают ими покачивать «на ветру», затем опять складывают руки в «бутоны».) Наши нежные цветки распускают лепестки. Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки. Тихо засыпают — головой качают. Формирование адаптивных форм поведения Цель: развитие навыков кооперативной совместной деятельности детей; тренировка умения регулировать свои поведенческие реакции (контроль над импульсивностью) и двигательную активность (преодоление гиперактивности); закрепление конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций. Приемы формирования положительных отношений со сверстниками Педагог обеспечивает:

снятие стрессового состояния у ребенка, установление с ним эмоционального контакта (применяется тактика спокойного выжидания для того, чтобы дать ребенку возможность осмотреться, прийти в себя в новой обстановке, проникнуться доверием ко взрослому);

создание в группе положительно окрашенной, доверительной атмосферы (музыкальные релаксируюшие паузы «Танец — соприкосновение»: дети встают один напротив другого, соприкасаясь

ладонями, закрывают глаза и начинают танцевать под медленную музыку);

объединение детей в мини-группы для межличностного контакта (работа в паре на занятиях, взаимопомощь при решении трудных вопросов, соприкосновения ладонями при выполнении задания «Домик» — сигнал педагогу); наблюдение за тем, чтобы состав пар постоянно менялся, так как более активный ребенок быстрее выполняет задание и тормозит активность второго члена пары. Ребенок, поработавший в паре с активным сверстником, в новой паре будет стремиться проявить себя при выполнении задания, стимулируя своего партнера;

побуждение детей к эмоциональной поддержке участников группы;

использование (с помощью педагога) системы позитивных оценок (поощрений) тех, кто имеет трудности в общении, в присутствии сверстников для поднятия авторитета, активизации поведенческих реакций;

разыгрывание «отрицательных» образцов поведения детей с помощью кукол от лица игровых персонажей (Незнайки, Карлсона, Хрюши и т.д.); исключение использования в качестве отрицательного героя реального ребенка, который продемонстрировал ненормативное поведение;

привлечение детей к участию в публичных выступлениях (праздниках, концертах), к выполнению самостоятельных общественно значимых заданий для привлечения внимания сверстников к их успеху;

подключение проблемных детей к совместным играм с товарищами;

рисование на темы: «Портрет друга», «Я и мои друзья», «Я в детском саду», «Чего я боюсь?», «Чему я радуюсь?».

Знакомство детей с правшами активного слушания Педагог знакомит детей со следующими правилами:

нельзя говорить во время выступления товарища и перебивать его;

необходимо показать товарищу, что вы готовы его слушать;

учитесь сопереживать партнеру по общению;

наберитесь терпения;

сдерживайте свои эмоции;

не позволяйте себе спорить с выступающим и критиковать его;

задавайте вопросы и высказывайте свое мнение после выступления товарища;

старайтесь не обращать внимания на отвлекающие моменты (сигнализация в машине под окном, стук молотка и т.д.).

Контроль над импульсивностью Педагог использует следующие приемы.

социализирует проявления агрессивных форм поведения (внушение, моделирование реальных конфликтных ситуаций в рамках игры);

ограничивает агрессивные проявления ребенка путем отвлечения его и перевода в другую активность: «Пробеги, побоксируй (модули, песок, подушку), попрыгай, расскажи»;

использует эффективное наказание: «Посиди на стуле именно за этот поступок, а мы поиграем», «Ты можешь присоединиться к нам в любое время, если больше не будешь так поступать».

Формирование конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций (положительные модификации поведения) Педагог обеспечивает условия для:

выслушивания обеих сторон конфликта;

создания эмоциональной децент- рации («В чем предмет ссоры?»);

поиска взаимоприемлемых вариантов решения («Что надо сделать?»);

проговаривания причин возникновения данной ситуации (метод «групповой дискуссии»);

эмоционального подкрепления тех детей, которые нашли выход из сложившейся конфликтной ситуации;

закрепления усвоенных адаптивных форм поведения на занятиях и в

ладонями, закрывают глаза и начинают танцевать под медленную музыку);

объединение детей в мини-группы для межличностного контакта (работа в паре на занятиях, взаимопомощь при решении трудных вопросов, соприкосновения ладонями при выполнении задания «Домик» — сигнал педагогу); наблюдение за тем, чтобы состав пар постоянно менялся, так как более активный ребенок быстрее выполняет задание и тормозит активность второго члена пары. Ребенок, поработавший в паре с активным сверстником, в новой паре будет стремиться проявить себя при выполнении задания, стимулируя своего партнера;

побуждение детей к эмоциональной поддержке участников группы;

использование (с помощью педагога) системы позитивных оценок (поощрений) тех, кто имеет трудности в общении, в присутствии сверстников для поднятия авторитета, активизации поведенческих реакций;

разыгрывание «отрицательных» образцов поведения детей с помощью кукол от лица игровых персонажей (Незнайки, Карлсона, Хрюши и т.д.); исключение использования в качестве отрицательного героя реального ребенка, который продемонстрировал ненормативное поведение;

привлечение детей к участию в публичных выступлениях (праздниках, концертах), к выполнению самостоятельных общественно значимых заданий для привлечения внимания сверстников к их успеху;

подключение проблемных детей к совместным играм с товарищами;

рисование на темы: «Портрет друга», «Я и мои друзья», «Я в детском саду», «Чего я боюсь?», «Чему я радуюсь?».

Знакомство детей с правшами активного слушания Педагог знакомит детей со следующими правилами:

нельзя говорить во время выступления товарища и перебивать его;

необходимо показать товарищу, что вы готовы его слушать;

учитесь сопереживать партнеру по общению;

наберитесь терпения;

сдерживайте свои эмоции;

не позволяйте себе спорить с выступающим и критиковать его;

задавайте вопросы и высказывайте свое мнение после выступления товарища;

старайтесь не обращать внимания на отвлекающие моменты (сигнализация в машине под окном, стук молотка и т.д.).

Контроль над импульсивностью Педагог использует следующие приемы.

социализирует проявления агрессивных форм поведения (внушение, моделирование реальных конфликтных ситуаций в рамках игры);

ограничивает агрессивные проявления ребенка путем отвлечения его и перевода в другую активность: «Пробеги, побоксируй (модули, песок, подушку), попрыгай, расскажи»;

использует эффективное наказание: «Посиди на стуле именно за этот поступок, а мы поиграем», «Ты можешь присоединиться к нам в любое время, если больше не будешь так поступать».

Формирование конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций (положительные модификации поведения) Педагог обеспечивает условия для:

выслушивания обеих сторон конфликта;

создания эмоциональной децент- рации («В чем предмет ссоры?»);

поиска взаимоприемлемых вариантов решения («Что надо сделать?»);

проговаривания причин возникновения данной ситуации (метод «групповой дискуссии»);

эмоционального подкрепления тех детей, которые нашли выход из сложившейся конфликтной ситуации;

закрепления усвоенных адаптивных форм поведения на занятиях и в

свободной деятельности детей с помощью знакомых игр и упражнений. В результате целенаправленного коррекционно-развивающего обучения коммуникативные трудности (отсутствие чувства дистанции, агрессивные и негативные реакции, импульсивность, инфантильное поведение, эмоциональная лабильность и др.), свойственные детям с ЗПР, практически исчезли. Это позволило им реализовать свой потенциал и постепенно овладеть более высоким уров нем развития деятельности общения (внеситуативно-деловым и внеситуативно-познавательным). Эти положения подтверждаются катамнестическими сведениями, полученными в результате изучения адаптации детей в начальной школе. Поэтому следует отметить актуальность и перспективность данного направления работы по формированию эффективных навыков коммуникации для повышения уровня социально-психологической адаптированное™ у дошкольников с ЗПР.