Как выбрать логопеда?
В настоящее время потребность родителей в логопедической помощи детям разного возраста заметно возросла. При этом часто возникает опасение: «Как не совершить ошибку при выборе специалиста? Не упустить время?». Чтобы избежать разочарования, необходимо обратить особое внимание на следующие параметры:
1.Образование специалиста. В идеале- это высшее специальное (дефектологическое) образование, очная форма обучения.
2.Повышение квалификации и дополнительное образование, профессиональная переподготовка. Как часто специалист проходит курсы повышения квалификации (ежегодно или раз в пять лет)? Имеется ли дополнительное образование (например, дипломы АВА-терапевта или специалиста по логопедическому массажу)?
3.Профессиональный стаж работы. Стаж работы по профессии также важно учитывать при выборе специалиста. Доверяя ребенка профессионалу, родители могут быть уверены в положительной динамике психического и речевого развития. Кроме того, опытный логопед в своем арсенале имеет авторские методики, на занятиях создает благоприятный эмоциональный фон, адекватно использует предметно-пространственную среду, применяет компьютерные коррекционно-развивающие игры. Идет «в ногу со временем».
4.Опыт работы с конкретными речевыми нарушениями. Родителям необходимо задать ряд вопросов специалисту с целью выявления его компетентности. Выяснить опыт работы с детьми, имеющими аналогичное нарушение речи. Уточнить дальнейший прогноз развития, длительность коррекционно-развивающей работы, роль самих родителей в данной работе.
5.Профессиональные междисциплинарные связи (комплексный подход в работе). Профессиональный логопед обязательно проводит первичную диагностику развития ребенка в присутствии родителей (или законных представителей). Предварительно, он изучает имеющуюся документацию, которую родители готовы предоставить (заключения других специалистов: детского невролога, нейропсихолога, ЛОРа, окулиста, остеопата и др.). Это позволит увидеть целостную картину и разработать дальнейший коррекционно-образовательный маршрут.
6.Супервизии (наличие наставников). Как правило, даже профессионал с длительным стажем работы и большим опытом может столкнуться с проблемой, которую можно решить совместно (коллегиально). Для этого существуют логопедические сообщества, клубы.
7.Методики, которые использует в работе. Важно, чтобы специалист в совершенстве владел не только традиционными, годами отработанными, методиками, но и разрабатывал свои авторские подходы к логопедической и коррекционно-развивающей работе. Использовал современное оборудование.
8.Отзывы. Сегодня выбирать логопедов следует на официальных образовательных онлайн-платформах. Это самый простой способ. Специалист, зарегистрированный на таком онлайн-ресурсе, тщательно проверен, все его дипломы, удостоверения, сертификаты и грамоты подтверждены. С их копиями можно ознакомиться. Здесь собраны реальные (проверенные) отзывы других родителей. Причем, публикуются как положительные, так и нейтральные или отрицательные отзывы. Кроме того, на онлайн-платформах представлен профессиональный рейтинг логопеда. Конечно, существует и «сарафанное радио», когда специалиста рекомендуют по результатам работы с ребенком другим родителям. К таким рекомендациям стоит прислушаться, однако, решение следует принимать только после знакомства с логопедом и анализом проведенной диагностики.
9.Формат проведения занятий. Формат проведения занятий с ребенком может быть очным или в режиме онлайн. Важно оценить все «плюсы» и «минусы» той или иной формы обучения. Для детей раннего и дошкольного возраста, на мой взгляд, лучше выбирать очный формат проведения занятия.
10.Локация. При выборе логопеда стоит оценить и место расположения его кабинета. Сколько времени придется тратить на дорогу, какими видами транспорта быстрее добраться, не будет ли уставать ребенок во время дороги, не отразится ли это негативно на качестве занятий?
11.Стоимость занятий. Стоимость, как правило, варьируется в зависимости от длительности проведения занятия, формата и тяжести речевого нарушения.
Подведем итоги. Профессиональный логопед в обязательном порядке:
-проведет качественную диагностику психоречевого развития ребенка (в присутствии родителей или законных представителей);
-обсудит с родителями цели, задачи, а также предварительные сроки достижения результатов коррекционно-логопедической работы;
-предложит направления коррекционно-логопедической работы, формат и частоту проведения занятий;
-обозначит роль родителей в предстоящей работе.
При этом специалист учитывает индивидуально-типологические особенности ребенка, чтобы обучение проходило максимально персонализировано и дало положительные результаты.