Возможные отклонения в эмоционально-личностном
развитии и социальном поведении

В настоящее время отмечается относительная распространенность эмоционально-личностных и поведенческих расстройств (патологического и непатологического характера), приводящих к дезадаптации личности.

Социальная ситуация, в которой живет современный ребенок, по сравнению с недавним прошлым, существенно изменилась. Это связано с рядом факторов (Н.Ю. Синягина, Н.А. Рычкова и др.):

  1. Экологический фактор.Ухудшение экологической ситуации в России создает условия, при которых значительно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей.
  2. Экономический фактор.Резкое падение уровня жизни подавляющей части населения и неуверенность в завтрашнем дне.
  3. Социальный фактор.В обществе утрачены общественно значимые ценности.
  4. Психологический фактор.Воспитываемый многие годы инфантилизм, нежелание принимать жизненно важные решения, брать ответственность на себя, зависимость от других людей.
  5. Педагогический фактор.Общество, государство не несут ответственности за воспитание человека, формирование его морали и нравственных принципов.

Непрерывное увеличение объема информации, пропаганда жестокости и насилия приводят к нарастанию изоляции и отчужденности при одновременном увеличении уровня занятости. Все это оказывает влияние на внутри- и внесемейные отношения, приводя к изменению нормативных эталонов во многих сферах жизни. Такого рода изменения негативно воздействуют на психику и формирующуюся личность ребенка, создавая предпосылки для девиации поведения как нарушения адаптационных возможностей. Неизбежное в этих условиях стремление детей к независимости легко порождает реакции отказа, протеста, отрицания авторитетов, что приводит к нарушению общепринятых норм поведения.

«При недостаточной адаптации ребенка или подростка, невозможности усвоения им социально полезных стереотипов, неправильной ценностной ориентации, влиянии асоциальных

установок может формироваться эгоцентрично-утилитарная мотивационная система, которая является существенной предпосылкой для развития дезадаптивного, асоциального, поведения» (Н.А. Рычкова).

В настоящее время наблюдается тенденция к росту количества детей с эмоционально-личностными расстройствами и особенностями социального поведения. Это понятие употребляется по отношению к детям со слабо выраженной органической недостаточностью ЦНС или с признаками функциональной незрелости, с ранним детским аутизмом и психопатоподобным поведением. Таким образом, речь идет о детях, имеющих повышенный риск развития патологических форм нарушений поведения (девиаций).

Задержка или отклонения в становлении личностного уровня развития ребенка могут быть обусловлены как нарушениями психофизиологической организации детского организма, так и отклонениями в «собственно культурном развитии ребенка» (Л.С. Выготский). Причины, обусловливающие данные состояния, многообразны. С одной стороны — это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на развивающийся мозг (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального периода). С другой стороны — это неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка. Доказано, что одним из ведущих негативных условий в формировании патологических девиантных форм поведения является неблагополучная родительская семья.

Следует отметить, что четкого разграничения биологических и социальных факторов риска в развитии нет, поскольку они всегда взаимосвязаны.

Согласно X. Христозову, факторы, обусловливающие формирование расстройств поведения, ведущим проявлением которых является социальная дезадаптация, могут быть подразделены на следующие:

  • болезненное усиление влечений в результате органических мозговых заболеваний или конституционально обусловленной неполноценности, что ведет к различным изменениям влечений;
  • отсутствие авторитета воспитателей в условиях противоречивых морально-этических и общественных норм поведения родителей;
  • реакции протеста, возникающие в результате несправедливого отношения со стороны родителей и воспитателей;
  • неразрешимые личностные конфликты.

Условием нормального врастания ребенка в цивилизацию является единство двух планов развития — естественного (биологического) и социального (культурного). «Оба ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют, в сущности, единый ряд социально-биологического формирования личности ребенка» (Л.С. Выготский).

В отечественной психологии разработан уровневый подход к оценке нарушений эмоциональной сферы у детей (В.В. Лебединский, 1980, 1985, 1990). Этот подход основывается на закономерностях развития эмоциональной регуляции здорового ребенка.

Наиболее ранним уровнем регуляции считается уровень полевой реактивности,при котором возможны лишь пассивные формы психической адаптации. При нормальном развитии этот уровень никогда не проявляется самостоятельно, а выступает лишь в виде фонового, обеспечивающего аффективную преднастройку к активному взаимодействию индивидуума с окружающим.

Второй уровень регуляции — уровень аффективных стереотиповимеет важное значение в развитии первых приспособительных реакций ребенка к своему окружению и формировании активной избирательной адаптации. Он начинает активно проявляться у ребенка первых трех месяцев жизни. При нарушении психического и особенно эмоционального развития, как это имеет место при раннем детском аутизме (также невропатии), когда ребенок более длительное время задерживается на этом уровне, у него наблюдаются характерные эмоционально-поведенческие расстройства в виде страхов при изменении привычной для него обстановки, изменений режима, расширения круга общения. Необходимо отметить, что эти как бы общие нарушения являются специфичными в зависимости от механизма нарушения.

Важно, что второй уровень регуляции обеспечивает не столько общее равновесие, сколько направлен на усиление стеничес- ких активных реакций на основе выработки разнообразных способов аутостимуляции, направленных на поддержание положительных эмоций. Наблюдаемые у ребенка эмоциональные расстройства могут быть обусловлены дисфункцией этого уровня. При этом ребенок вырабатывает привычку сосредоточиваться на этих ощущениях и начинает меньше реагироватьна внешние стимулы, что неуклонно приводит к отставанию в развитии.

Дисфункция на этом уровне характерна для детей с РДА (также при так называемом госпитализме).

На третьем уровне аффективной экспансииэмоциональной регуляции основные аффективные переживания связаны, главным образом, с содержанием желаемого. Этот уровень эмоциональной регуляции начинает функционировать в возрасте 3—6 месяцев.

В этот период у ребенка активно развивается его взаимодействие со взрослым.

На четвертом уровне эмоциональной регуляциивсе более активными становятся коммуникативные формы регуляции (глазное общение, мимические и интонационно выразительные голосовые реакции, жесты, движения). В этот период развивается важнейшая доречевая активность — лепет, формируются интегративные и сенсорно-ситуативные связи. Отличительной особенностью поведения здорового ребенка на этом уровне эмоциональной регуляции является постоянное сосредоточение на каком-либо виде деятельности.

При диагностике психического развития ребенка первых лет жизни особо важное значение имеет комплексная оценка его эмоциональных реакций с определением уровня эмоциональной регуляции. Важно оценить реакции ребенка на общение со взрослыми или другими детьми.

При нормальном психическом развитии всегда имеет место согласованная работа всех уровней эмоциональной регуляции. Для оценки уровней эмоциональной регуляции используется определенная схема (В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Т.Н. Павлий, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго).

При оценке первого уровня эмоциональной регуляции педагог-воспитатель обращает внимание на:

  • степень чувствительности ребенка к интенсивности изменений в процессе контакта и взаимодействия с другими людьми;
  • степень чувствительности к интенсивности изменений в расположении окружающих объектов в процессе освоения жизненного пространства;
  • степень чувствительности к интенсивности сенсорных впечатлений;
  • часто проявляющиеся поведенческие особенности.

При оценке второго уровня эмоциональной регуляции следует обратить внимание на:

  • степень чувствительности ребенка к качеству сенсорных впечатлений и собственному соматическому состоянию;
  • адаптивные способности в меняющихся условиях пребывания;
  • особенности взаимодействия с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками);
  • особенности поведения.

При оценке третьего уровня эмоциональной регуляции выделяют:

  • значительность затруднений в решении проблемных ситуаций;
  • особенности взаимодействия ребенка с другими людьми;
  • личностные особенности.

При оценке четвертого уровня эмоциональной регуляции выделяют:

  • особенности коммуникации и потребность в общении с другими людьми;
  • зависимость от эмоциональной оценки окружающих;
  • личностные особенности.

Основным негативным последствием патологического уровня личностного развития является наличие выраженных затруднений в социально-психологической адаптации, проявляющихся во взаимодействии личности с социумом и с самим собой.

Под социально-психологической адаптацией понимают такое состояние взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития.

К числу конкретных проявлений отклонений в развитии предпосылок социально-личностного развитияу ребенка можно отнести следующее (Л.В. Кузнецова):

Задержка в формировании коммуникативной потребности,сочетающаяся с ограниченным арсеналом коммуникативных средств. Возможны варианты:

  • легкая степень нарушения — при наличии выраженного интереса к взрослому отмечается некоторое снижение

количества используемых ребенком коммуникативных средств или их недостаточное развитие;

  • средняя степень нарушения — интерес к взрослому неустойчив, при наличии затруднений в установлении контакта ребенок не пытается их преодолеть, коммуникативные средства ограничены;
  • тяжелая степень нарушения — взрослый не вызывает у ребенка интереса, отсутствуют попытки использования каких-либо способов коммуникации.

Условием благополучного формирования личности ребенка является появление избирательности в общении, а именно возникновение двух разных типов реакций: полноценного комплекса оживления на «своих» и реакции торможении и избегания на «чужих».

При отсутствии избирательного реагирования на разных взрослых можно наблюдать выраженный страх при виде взрослого, наличие двигательных стереотипий вместо социального и познавательного интереса, избегание контакта глаз и тактильного контакта.

Недостатки экспрессивно-мимических, предметно-действенных и речевых средств коммуникации ребенка со взрослыми.Варианты:

  • доминирование экспрессивно-мимических средств общения со взрослым;
  • наличие эмоционального «застревания» (инертности) на переживаниях более 10—15 мин;
  • снижение или искажение реакции на положительную оценку взрослого: сниженная эмоциональная реакция на одобрение взрослого; гиперстимулирующая реакция: резкое повышение результативности деятельности; отсутствие интереса к оценке взрослого;
  • неадекватные аффективные реакции на затруднения и неудачи: хаотический импульсивный перебор вариантов при сохранении желания довести начатое действие до конца; эмоциональный уход от задания, сопровождающийся истерическим смехом или плачем; пассивный молчаливый уход от деятельности; аффективный с элементами агрессивных действий, направленных на ситуацию, включая уход взрослого от выполнения задания;
  • отсутствие реакции задержки действия на запрещающие команды взрослого;
  • задержка в формировании субъектно-объектных отношений со сверстниками к концу раннего детства;
  • повышенное пристрастие к ритуализированным однообразным действиям с предметами при отсутствии привязанности к близким взрослым;
  • запаздывание в формировании навыков опрятности.

Среди разных вариантов возможных отклонений в социально-личностном развитии детей дошкольного возраста можно назвать также:

  • запаздывание в формировании психологической автономии ребенка в виде реакции «Я — сам»;
  • затяжное протекание кризиса 3-х лет в виде пролонгированного сохранения в поведении ребенка четырех основных симптомов кризиса: негативизма, строптивости, упрямства и своеволия. Это может проявляться в генерализованном «уходе» от общения со взрослыми или аффективном негативизме; в несоразмерности интенсивной негативной эмоциональной реакции ребенка на просьбу или замечание, исходящее от взрослых; в явлениях смещенной агрессивности (когда враждебное отношение со взрослого переносится на третье лицо (ближайшего сверстника));
  • неразвитость ролевой игры с преобладанием процессуальной игры;
  • запаздывание в формировании эмоциональной децент- рации, под которой понимается способность к восприятию и учету состояний, желаний и интересов других людей;
  • заниженная самооценка;
  • запаздывание в формировании самооценки в конкретных видах деятельности;
  • отсутствие полимотивированности поведения, с преобладанием непосредственных сиюминутных желаний; волевого поведения;
  • плохое образование «аффективных следов» как на положительные, так и на негативные жизненные события;
  • отсутствие эмоционального предвосхищения событий;
  • повышенная конфликтность и агрессивность в общении со сверстниками;
  • задержка в формировании соответствующих возрасту форм общения со взрослыми: преобладание только внеситуативно-познавательной формы при отсутствии внеситуативно-личностных признаков контакта; преобладание ситуативно-деловой формы общения; преобладание ситуативно-личностной формы взаимодействия; отсутствие коммуникативной потребности.