Выявление отклонений в эмоционально-личностном
развитии и социальном поведении
Исходя из понимания личности как социально обусловленной индивидуальности, основным методом выявления отклонений в становлении личностного уровня развития будет выборочное наблюдение за ребенком в различных видах деятельности с акцентированным вниманием на проявлениях «нестандартности» в социальном поведении.
Поступление ребенка в ДОУ является критической ситуацией по своей эмоциональной нагрузке. При наличии благополучной адаптации в течение первой недели возможны проявления эмоционального дискомфорта ребенка. В связи с этим целесообразно использовать «Лист адаптации», который оформляет педагог-воспитатель на каждого подопечного в течение первых 10 дней пребывания в ДОУ (таблица).
В результате наблюдений за ребенком в различных видах повседневной и творческой деятельности воспитатель может составить представление об индивидуальном профиле психосоциального развития ребенка с выделением как проблемных, так и ресурсных сторон его личности. Полученные данные будут способствовать более эффективной организации личностно-ориентированного образовательного процесса в ДОУ.