Возрастные особенности произносительной стороны речи у детей

Несовершенство артикуляционного аппарата, а также сложности различения звуков речи на слух препятствуют правильному звукопроизношению. Знание возрастных особенностей произносительной стороны детской речи позволит взрослым предъявлять посильные требования к собственному ребенку, а также избавит их от необоснованного беспокойства.
1.Для двухлетнего ребенка несовершенство произносительной стороны речи является закономерным проявлением. Наблюдается:
-неправильное произнесение большинства звуков родного языка;
-смягчение отдельных согласных;
-нечеткое произношение слов с пропуском некоторых звуков;
-нарушение слоговой структуры слова.
2.На третьем году жизни звукопроизношение ребенка все еще далеко от нормы, несмотря на возрастающую подвижность артикуляционного аппарата. Ребенок может заменять недостающие звуки другими, более легкими для проговаривания. Наиболее распространенными являются следующие замены:
-замены Р звуками Л, Ль, Й;
-нечеткое произношение звуков С, З, Ц;
-замены Ш, Ж, Ч, Щ мягкими Сь, Зь;
-замена С, Ц звуком Т, а З- Д;
-Л заменяется Ль, Й или, наоборот.
Может наблюдаться:
-оглушение звонких согласных;
-смягчение согласных и замена мягких твердыми;
-недостаточная сформированность звукослоговой структуры слова;
-несовершенства фразовой речи (при согласовании, использовании падежей);
-отсутствие или неправильное употребление предлогов.
3.На четвертом году жизни у детей наблюдается заметная динамика, речь становится более четкой и понятной. Отмечается:
-более «чистое» произнесение свистящих звуков;
-появление звука Ц.
Однако, большинство детей все еще заменяют:
-шипящие звуки твердыми свистящими;
-сонорные звуки звуком Й или Ль.
4.К пяти годам у большинства детей завершается процесс овладения звуками. Они способны употреблять слова в разных грамматических формах, выражать свои мысли как простыми, так и сложными предложениями.
Следует помнить, что могут встречаться искажения, замены и смешения звуков в более старшем возрасте. Это требует целенаправленной логопедической работы.