Дизартрия. Подходы к коррекции.

Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи в результате недостаточной иннервации мышц речевого аппарата. Устранение данного нарушения осуществляется в условиях длительной коррекции.

Степень выраженности дизартрических нарушений речи у детей зависит от тяжести и характера поражения нервной системы.

Наиболее часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе (ДЦП). Основными нарушениями при дизартрии являются:

  • нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры (мышц лица, губ, языка, мягкого неба) — по типу спастичности, гипотонии или дистонии;
  • нарушение подвижности артикуляционных мышц;
  • недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате;
  • нарушения дыхания, голоса, просодики;
  • наличие насильственных движений в артикуляционной мускулатуре (гиперкинезов и тремора);
  • нарушение координации движений;
  • наличие синкинезий;
  • нарушение акта приема пищи;
  • вегетативные расстройства (усиленное слюнотечение  и повышенное потоотделение во время речи).

К специфическим нарушениям звукопроизношения относятся следующие:

  • стойкий характер нарушений звукопроизношения, особая сложность их преодоления;
  • нарушено произнесение не только согласных, но и гласных звуков;
  • преобладание межзубного и бокового произношения свистящих и шипящих звуков;
  • смягчение твердых согласных звуков;
  • при увеличении речевой нагрузки выраженность нарушений звукопроизношения повышается;
  • процесс автоматизации звуков требует большего количества времени.

В легких случаях отмечается нерезковыраженная или стертая дизартрия.

Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения. Работа проводится поэтапно:

  1. Подготовительный этап: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, коррекция дыхания и голоса, развитие слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.
  2. Этап формирования первичных коммуникативных произносительных навыков: коррекция звукопроизношения, речевого дыхания; развитие голоса и ощущений артикуляционных движений.

На индивидуальных логопедических занятиях уделяется внимание:

  • развитию подвижности органов артикуляции ребенка;
  • способности к быстрому и четкому переключению движений;
  • устранению сопутствующих движений (синкинезий) при произношении звуков;
  • нормализации просодической стороны речи;
  • формированию кинестетических ощущений.

Используется комплекс пассивной и активной гимнастики органов артикуляции, логопедический массаж (ручной, зондовый), логопедическая ритмика.

Логопедические занятия необходимо проводить регулярно. Родителям вместе с ребенком необходимо выполнять задания логопеда в домашних условиях.Следует помнить: при несвоевременном окончании логопедических занятий приобретенные умения часто распадаются.