Дизартрия. Подходы к коррекции.
Дизартрия — это нарушение произносительной стороны речи в результате недостаточной иннервации мышц речевого аппарата. Устранение данного нарушения осуществляется в условиях длительной коррекции.
Степень выраженности дизартрических нарушений речи у детей зависит от тяжести и характера поражения нервной системы.
Наиболее часто дизартрия наблюдается при детском церебральном параличе (ДЦП). Основными нарушениями при дизартрии являются:
- нарушение тонуса артикуляционной мускулатуры (мышц лица, губ, языка, мягкого неба) — по типу спастичности, гипотонии или дистонии;
- нарушение подвижности артикуляционных мышц;
- недостаточность кинестетических ощущений в артикуляционном аппарате;
- нарушения дыхания, голоса, просодики;
- наличие насильственных движений в артикуляционной мускулатуре (гиперкинезов и тремора);
- нарушение координации движений;
- наличие синкинезий;
- нарушение акта приема пищи;
- вегетативные расстройства (усиленное слюнотечение и повышенное потоотделение во время речи).
К специфическим нарушениям звукопроизношения относятся следующие:
- стойкий характер нарушений звукопроизношения, особая сложность их преодоления;
- нарушено произнесение не только согласных, но и гласных звуков;
- преобладание межзубного и бокового произношения свистящих и шипящих звуков;
- смягчение твердых согласных звуков;
- при увеличении речевой нагрузки выраженность нарушений звукопроизношения повышается;
- процесс автоматизации звуков требует большего количества времени.
В легких случаях отмечается нерезковыраженная или стертая дизартрия.
Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения. Работа проводится поэтапно:
- Подготовительный этап: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, коррекция дыхания и голоса, развитие слухового восприятия и звукового анализа, а также восприятия и воспроизведения ритма.
- Этап формирования первичных коммуникативных произносительных навыков: коррекция звукопроизношения, речевого дыхания; развитие голоса и ощущений артикуляционных движений.
На индивидуальных логопедических занятиях уделяется внимание:
- развитию подвижности органов артикуляции ребенка;
- способности к быстрому и четкому переключению движений;
- устранению сопутствующих движений (синкинезий) при произношении звуков;
- нормализации просодической стороны речи;
- формированию кинестетических ощущений.
Используется комплекс пассивной и активной гимнастики органов артикуляции, логопедический массаж (ручной, зондовый), логопедическая ритмика.
Логопедические занятия необходимо проводить регулярно. Родителям вместе с ребенком необходимо выполнять задания логопеда в домашних условиях.Следует помнить: при несвоевременном окончании логопедических занятий приобретенные умения часто распадаются.