Дислалия. Подходы к коррекции.

Дислалия- это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Формы дислалии:

  1. Функциональная дислалия, при которой наблюдаются дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.
  2. Механическая (органическая)дислалия, при которой имеет место нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции): зубов, челюстей, языка, неба).

         Могут наблюдаться комбинированные функциональные и механические нарушения.

Дислалии подразделяются на простые и сложные. Это зависит от того, какое количество звуков произносится ребенком дефектно:

  1.          К простым относятся нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки. Такие нарушения называют мономорфными.
  2.          К сложным относятся нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп (Например, свистящие и сонорные). Такие нарушения называют полиморфными.

         Различают следующие формы нарушения звуков:

  • искаженное произношение звука;
  • отсутствие звука в речи ребенка;
  • замена одного звука другим;
  • смешения оппозиционных звуков.

Цель логопедического воздействия при дислалии- формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков. Систематическая специальная работа по формированию звукопроизношения осуществляется поэтапно. На каждом из этапов решается конкретная педагогическая задача, подчиненная общей цели:

  1. Подготовительный этап: включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс (формирование умения узнавать и различать фонемы, а также формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков).
  2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков: постановка звуков, их автоматизация по определенному алгоритму, закрепление навыка дифференциации звуков.
  3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков: формирование у ребенка умений и навыков правильного употребления звуков речи в различных ситуациях общения.

         Формирование правильного звукопроизношения неразрывно связано с работой над:

  • развитием словаря, грамматического строя;
  • выразительностью речи, дикцией и интонацией;
  • развитием речевого слуха, речевого дыхания;
  • координацией органов артикуляционного аппарата;
  • умением владеть голосом.

Логопедические занятия необходимо проводить регулярно. Родителям вместе с ребенком необходимо выполнять задания логопеда в домашних условиях.