Дислалия. Подходы к коррекции.
Дислалия- это нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата. Формы дислалии:
- Функциональная дислалия, при которой наблюдаются дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата.
- Механическая (органическая)дислалия, при которой имеет место нарушенное звукопроизношение, обусловленное анатомическими дефектами периферического аппарата речи (органов артикуляции): зубов, челюстей, языка, неба).
Могут наблюдаться комбинированные функциональные и механические нарушения.
Дислалии подразделяются на простые и сложные. Это зависит от того, какое количество звуков произносится ребенком дефектно:
- К простым относятся нарушения, при которых дефектно произносится один звук или однородные по артикуляции звуки. Такие нарушения называют мономорфными.
- К сложным относятся нарушения, при которых дефектно произносятся звуки разных групп (Например, свистящие и сонорные). Такие нарушения называют полиморфными.
Различают следующие формы нарушения звуков:
- искаженное произношение звука;
- отсутствие звука в речи ребенка;
- замена одного звука другим;
- смешения оппозиционных звуков.
Цель логопедического воздействия при дислалии- формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков. Систематическая специальная работа по формированию звукопроизношения осуществляется поэтапно. На каждом из этапов решается конкретная педагогическая задача, подчиненная общей цели:
- Подготовительный этап: включение ребенка в целенаправленный логопедический процесс (формирование умения узнавать и различать фонемы, а также формирование артикуляторных (речедвигательных) умений и навыков).
- Этап формирования первичных произносительных умений и навыков: постановка звуков, их автоматизация по определенному алгоритму, закрепление навыка дифференциации звуков.
- Этап формирования коммуникативных умений и навыков: формирование у ребенка умений и навыков правильного употребления звуков речи в различных ситуациях общения.
Формирование правильного звукопроизношения неразрывно связано с работой над:
- развитием словаря, грамматического строя;
- выразительностью речи, дикцией и интонацией;
- развитием речевого слуха, речевого дыхания;
- координацией органов артикуляционного аппарата;
- умением владеть голосом.
Логопедические занятия необходимо проводить регулярно. Родителям вместе с ребенком необходимо выполнять задания логопеда в домашних условиях.