Комплекс артикуляционных упражнений
Артикуляционную гимнастику желательно проводить с ребенком ежедневно, два раза в день. Упражнения выполнять перед зеркалом (можно с использованием картинок- стимулов). Начинать рекомендуется с 2-3 упражнений, постепенно увеличивая их количество до 10-15. Время проведения занятия 5-7 минут.
Упражнения для губ
1. Упражнение «Заборчик»: углы рта слегка оттянуты, видны передние зубы, объем движения, как при произнесении звука И.
2. Упражнение «Бегемотик»: губы нейтральны, как при артикуляции звука А.
3. Упражнение «Слоник»: губы округлены, как при О, при У.
4. Чередование движений от А к И, от А к У и обратно.
5. Чередование движений от И к А, от А к О, от О к У и обратно.
6. Артикулирование ряда с плавным переходом: И-А-О-У и обратно.
В процессе артикулирования можно использовать проговаривание. При выполнении упражнений взрослый перед зеркалом показывает и объясняет ребенку, в каком положении находятся губы при произнесении определенного звука.
Упражнения для языка
1. Упражнение «Лопатка»: рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе.
2. Упражнение «Кошка лакает молоко»: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык двигается вперед-назад.
3. Упражнение «Вкусное варенье»: высунуть широкий язык, облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
4. Упражнение «Трубочка»: высунуть широкий язык, боковые края языка загнуть вверх, подуть в получившуюся трубочку.
5. Упражнение «Качели»: улыбнуться, показать зубы, открыть рот, ритмично менять положение языка: кончик языка то за верхними, то за нижними зубами.
6. Упражнение «Часики»: улыбнуться, показать зубы, кончик языка поочередно касается то левого, то правого угла рта.
7. Упражнение «Чашечка»: открыть рот, боковые края широкого языка поднять вверх, как бы изображая чашечку.
8. Упражнение «Маляр»: улыбнуться, открыть рот, погладить кончиком языка небо, делая движения языком вперед-назад.
9. Упражнение «Мячик»: рот широко открыт, кончик языка поочередно касается то верхних, то нижних зубов.
10. Упражнение «Иголочка»: рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке, высунуть из рта узкий, напряженный язык.
11. Упражнение «Лошадка»: звонко поцокать языком, как будто скачет лошадка.
12. Упражнение «Грибок»: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.
13. Упражнение «Индюк»: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и осуществлять движения широким передним краем языка по верхней губе вперед-назад; совершать медленные движения, затем ускорить темп и добавить голос, чтобы услышать БЛ-БЛ.
14. Упражнение «Гармошка»: улыбнуться, приоткрыть рот, «приклеить» язык к небу и, не опуская языка, закрывать и открывать рот; при повторении упражнения открывать рот шире и дольше удерживать язык в верхнем положении.
15. Упражнение «Чистим зубки»: широко открыть рот и кончиком языка «почистить» верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону, затем аналогично нижние зубы.
16. Упражнение «Барабанщики»: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук Д-Д-Д.
17. Упражнение «Пароход»: улыбнуться, слегка прикусить широкий кончик языка, произносить звук Ы-Ы, чтобы слышался звук Л-Л.
18. Упражнение «Мышка»: улыбнуться, приоткрыть рот, слегка прикусывать и удерживать широкий кончик языка- ловить хвостик у мышки.
19. Упражнение «Белочка и орешки»: рот закрыт, кончик языка поочередно упирается в щеки, образуя твердые «орешки».
20. Упражнение «Тесто»: немного приоткрыть рот, положить спокойный язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки ПЯ-ПЯ-ПЯ.
Упражнения для выработки воздушной струи
1. Упражнение «Загоним мяч в ворота»: набрав в легкие воздух, с силой дуть через вытянутые вперед трубочкой губы на ватку (легкий шарик и пр.), лежащую на столе, ладони.
2. Упражнение «Сигнал»: набрав в легкие воздух, с силой дуть, заставляя вибрировать губы; воздух выдувать с включением голоса.