Аграмматизм — нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих грамматическую упорядоченность речевой деятельности. При А. наблюдаются опускание предлогов, неправильное согласование слов в роде, числе, «телеграфный стиль» и пр. А. возникает обычно в связи с афазией или алалией. Различают А. экспрессивный (ошибки в грамматическом оформлении речи) и импрессивный (ошибки в понимании значения грамматических конструкций).
Аграфия — патологическое нарушение психофизиологических процессов, обеспечивающих закономерную связь звукового и письменного аспектов речевой деятельности, приводящее к полной неспособности овладеть процессом письма или к потере этого навыка. Заключается в несознании букв как графем, неумении соединять их в слова. Возможность списывания, как правило, сохраняется. Является обычно следствием общего недоразвития речи, связанного с органическим поражением мозга.
Алалия- отсутствие или недоразвитие речи, обусловленные органическим поражением речевых зон коры головного мозга на внутриутробном или раннем этапе развития ребенка (до трех лет). При этом слух и интеллект сохранны.
Анализаторы — сложные нервные механизмы, обеспечивающие тончайший анализ раздражений, воспринимаемых организмом высших животных и человека из внешней и внутренней среды. Каждый А состоит из воспринимающего пути и центрального отдела в коре головного мозга. К А. относятся все органы чувств (зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания), а также специальные рецепторы, расположенные во внутренних органах и мышцах.
Апраксия — нарушение целеноправленных движений и действий из-за поражения коры головного мозга. Больной с явлениями А. способен двигать рукой, но не может выполнять целенаправленные действия (собираясь есть, подносить ложку к глазу, не может по заданию поднять руку, надеть платье, застегнуть пуговицы и т.п.)
Артикуляция — деятельность речевых органов, которые связаны с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.
Афазия — полная или частичная утрата речи вследствие локального поражения головного мозга.
Брадилалия — патологически замедленный темп речи.
Внимание — направленность психической деятельности на одни предметы или явления действительности при отвлечении от других при этом.
Двуязычие — одинаково совершенное владение двумя языками.
Дефектология — наука о закономерностях развития, воспитания и обучения детей, имеющих физические и психические недостатки. В процессе развития Д. выделились самостоятельные области: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия.
Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи в результате недостаточной иннервации мышц речевого аппарата.
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дифференциация звуков — этап в коррекционной работе по воспитанию правильного звукопроизношения, направленный на развитие у логопата умения отличать данный звук от близких по звучанию или по месту и способу образования.
Задержка психического развития (ЗПР)- временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций.
Заикание — нарушение темпо-ритмической стороны речи в результате судорог мышц речевого аппарата.
Зрительный анализатор — состоит из рецептора (глаза), нервных путей (зрительные нервы и др.), нервных центров в коре больших полушарий головного мозга.
Импрессивная речь — восприятие, понимание речи. И.р. устная нормально выражается в слуховом восприятии произносимого; И.р. письменная — в зрительном восприятии текста (чтении)
Каппацизм — неправильное произношение звуков К, Кь.
Кинестетические ощущения — ощущения положения и движения органов.
Коммуникативная функция речи — функция общения.
Коррекция нарушений речи — исправление недостатков речи.
Ламбдацизм — неправильное произношение звуков Л, Ль.
Лепет — голосовые реакции ребёнка на раздражители положительного характера. Л. появляется обычно на втором месяце жизни. Первая стадия Л. выражается в произнесении ребёнком несложных, но довольно разнообразных комплексов звуков (агу, абу, экхе) и называется гулением. В дальнейшем фонематическое оформление лепета становится всё более многообразным. В его состав входят различные гласные и согласные звуки, как имеющиеся в родном языке ребёнка, так и отсутствующие в нём. Наблюдается многократное повторение слогов типа:мамамама, дядядядя, бэбэбэбэ и т.п. В случаях тяжёлых речевых нарушений лепетные образования обнаруживаются у детей с опозданием и в более старшем возрасте.
Логоневроз — невроз речи, заикание.
Модуляции голоса — изменение высоты голоса, связанное с интонацией.
Моторика — система двигательных реакций человека или животного.
Номинативная функция речи — одна из функций сообщения — функция наименования. Слова служат для названия предметов, явлений, действий.
Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушается формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и к смысловой стороне.
Олигофрения — недоразвитие сложных форм психической деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на разных этапах внутриутробного развития плода или в самом раннем периоде жизни ребёнка.
Органы речи активные (активные речевые органы) — подвижные органы речи, производящие основную работу, необходимую для образования звука (язык, губы, мягкое небо и т.д.).
Органы речи пассивные (пассивные речевые органы) — неподвижные органы речи, неспособные к самостоятельной работе и являющиеся в процессе артикуляции звука точкой опоры для активного органа (твёрдое нёбо, альвеолы, зубы и т.д.).
Отражённая речь — повторенная за кем-либо.
Паралексия — речь при чтении вслух, характеризуется перестановкой и заменой букв и слов. Наблюдается обычно при афазии.
Паралич — неспособность мышцы (группы мышц) к сокращению вследствие нарушенной иннервации.
Предикативная функция речи — функция высказывания (одна из функций сообщения). Сеё помощью выражается предикат суждения. Неразрывно действует с номинативной функцией.
Приступ — экскурсия, первая фаза артикуляции, когда органы речи переходят от того или иного предшествующего положения к положению, необходимому для артикуляции данного звука.
Регенерация — процесс восстановления прежнего состояния, восстановление организмом утраченных органов, тканей.
Резонатор — приспособление, служащее для усиления звука. У человека резонаторами являются различные полости (в частности, полость рта, носа, гортань, грудная клетка и др.). В зависимости от изменяющейся их величины и формы изменяется окраска звука.
Рецептивная речь — понимание речи других людей. Импрессивная речь.
Рецепторы — периферические нервные образования различных органов чувств — воспринимающая часть анализатора.
Ринолалия — нарушения тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата (расщелинами губы и неба).
Ротацизм — неправильное произношение звуков Р, Рь.
Сенсорномоторный — чувствительно-двигательный.
Сигматизм — неправильное произношение свистящих (С, Сь, З, Зь, Ц) и шипящих (Ш, Ж, Ч, Щ) звуков.
Словарь активный — наличие слов, которыми данный человек постоянно пользуется в своей речи.
Словарь пассивный — запас понимаемых слов.
Слуховой анализатор — состоит из рецептора (уха), нервных путей (слуховые нервы идр.), нервных центров в коре больших полушарий головного мозга.
Тахилалия — патологически ускоренный темп речи.
Тремор — непроизвольные ритмические колебания, дрожание.
Тугоухость — стойкое понижение слуха, затрудняющее восприятие речи.
Уздечка короткая — врождённый дефект, заключающийся в укорочении так называемой уздечки языка (подъязычной связки). При этом дефекте движения языка могут быть затруднены. Это обычно служит причиной механической дислалии.
Фобия речи — навязчивый страх речи. Нередко наблюдается при заикании.
Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы, составляющие звуковую оболочку слова.
Фонетико — фонематическое недоразвитие (ФФН) — нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами в результате дефектов восприятия и произношения фонем.
Экспрессивная речь — внешняя форма речи, активное устное или письменное высказывание.
Этиология — наука о причинности возникновения болезней, о сложных процессах взаимодействия организма человека с причиной болезни, о комплексе дополнительных условий, в которых это взаимодействие реализуется.
Эхолалия — автоматическое повторение слов вслед за их воспроизведением.